Застенчивый, неуверенный в себе ребенок, который стесняется всего и всех – проблема номер один во многих семьях. «С возрастом все пройдет», - уверенно твердят вокруг. Однако родители бьют тревогу, боясь, что их маленький сын или дочка впоследствии превратятся во взрослых неудачников. Как воспитать у ребенка уверенность в себе? О путях выхода из данной ситуации рассказала психолог Центра социальной помощи семье и детям «Согласие» Мария Бевзюк.
7145
30.10.2010 Область
Рассказать друзьям
Моему сыну четыре года. Развивается хорошо, от ровесников не отстает. Но уж очень застенчивый, не уверен в себе, во всем сомневается. Если даже знает правильный ответ на вопрос, который задала воспитательница на занятии, долго и мучительно молчит, а только потом неуверенным голосом отвечает. В детсаду говорят, что с возрастом все пройдет. А я все-таки переживаю. Подскажите, как воспитать у ребенка уверенность в себе?
О.Синеокая
О путях выхода из данной ситуации рассказала психолог Центра социальной помощи семье и детям «Согласие» Мария Бевзюк.
- Наверняка, Мария Юрьевна, родители Вам часто адресуют такой вопрос?
- Да, действительно проблема волнует многих мам и пап. Уверенность у человека формируется еще в детстве. Об этом надо помнить, чтобы время не упустить. И конечно же большое влияние на формирование этого качества характера ребенка имеют родители. Мой совет: ежедневно выполняйте вместе с ребенком пусть и рутинную, работу. Когда определенные действия предсказуемы, они происходят примерно в одно и то же время, малыш ощущает себя в безопасности. Он уверен в себе и может контролировать свой мир. К примеру, если ребенок знает, что после ванны ему обязательно будут читать книгу, споют колыбельную, а затем он заснет, то начинает понимать последовательность событий и может подготовить себя к их смене. Когда же события происходят хаотично, ребенок обеспокоен, а потому теряется. Если же он знает, чего можно ожидать, то полон энергии и готов исследовать все вокруг.
- Игра помогает стать малышу более уверенным?
- Безусловно. Именно через игру дети узнают о себе, о людях и окружающем мире. В ходе игры также учатся решать проблемы (к примеру, достать мяч, который закатился под диван, одеть куклу, собрать конструктор). Даже нажимая кнопку на игрушке и добиваясь того, чтобы зазвучала мелодия, маленький человек начинает понимать, что он своими действиями может что-то сделать и на что-то повлиять. В игре дети способны почувствовать себя кем-то другим.
- Как правило, обожая свое дитя, родители не скупятся на похвалу. Это правильная практика?
- Абсолютно. Не бойтесь, хвалите ребенка даже за незначительные достижения. А для того, чтобы он о них сам не забывал, создавайте вместе с ним альбом из фото, на которых были бы запечатлены маленькие победы. Так сделали в семье моего подопечного Славы. В семейном альбоме — первые шаги ребенка, как он карабкается на кресло, как пошел в детский садик, как научился кататься на велосипеде, как принес первую пятерку…
- Всегда побеждать трудно даже взрослому. А если у ребенка что-то ну никак не получается?
- Все равно предоставляйте ребенку возможность решать проблемы самому. Выступайте чаще в роли партнера, который по мере необходимости готов помочь, однако никогда не отнимайте у ребенка инициативы. Если что-то не получается, вместе разбирайте ситуацию, вместе думайте над тем, в чем проблема и как можно ее решить. Первым пусть всегда выскажется сын или дочь. Можно предложить малышу несколько способов решения, но выбор все же оставить за ним. В современном мире надо приучать к свободе выбора. Так стали делать в семье другого моего воспитанника Володи. Он сам выбирает, надеть голубую кофту или серый свитер, съесть хлопья или бутерброд… Вова перестал быть инфантильным, привык думать и действовать сам. Ему всего шесть лет. Принимая решение самостоятельно, ребенок развивает уверенность в себе и своих силах.
- Если рассмотреть ситуацию на конкретном примере?
- Ну, к примеру, сын хочет научиться кататься на скейте, но боится. Поставьте на скейт его любимую игрушку и прокатите ее, затем пусть ребенок прокатит самостоятельно другую игрушку, а потом с вашей помощью сам станет на скейт. Самое главное, чтобы ребенок понял: даже сложные задачи он вполне может решить. И никогда не говорите фразы «тебе это не под силу», «и не мечтай об этом». Своими отрицаниями мы с самого детства способны ограничить ребенка и посеять в нем неуверенность, что в будущем приведет к получению не той профессии, о которой он мечтал. Попробуйте использовать позитивные утверждения: «ты с этим справишься», «ты способен на многое», «ты талантлив». Прислушивайтесь к своим детям. Не игнорируйте их слова и просьбы.
- И ни грамма критики?! Сложная задача для родителей...
- Ну почему же, вы можете осуждать его поступки, но не критикуйте его личность. Фраза: «Ты разбил чашку! Вот что бывает, когда бегаешь, не глядя по сторонам», согласитесь, отличается от фразы: «Ты неуклюжий!» Не давайте ребенку повода винить себя. Лучше попытайтесь вместе реанимировать пострадавший предмет. Привычка сразу исправлять свои ошибки поможет в будущем.
И, пожалуйста, не смейтесь над ребенком. Особенно на людях. Самое страшное и изощренное оружие — это смех. Ведь вы самые близкие люди, ребенок вас уважает и хочет вам доверять.