28 марта 2024 • Чт • 22:46

«Говорим по делу»: слухи и правда о «мусорном заводе»

Как орчанам относиться к новому проекту?


15421
22.02.2013 Область

Сергей Корносенков: — Приветствую всех слушателей радио «Шансон» и посетителей сайта Урал56.Ру. В эфире программа «Говорим по делу». Тема сегодняшнего эфира: «Завод по переработке мусора в Орске». Напомню, инвесторы из Магнитогорска (компания ООО «Клин-Сити») предложили построить в нашем городе завод по переработке твердых бытовых отходов и резины, из которых предполагается делать альтернативное топливо. 


— Сегодня у нас в студии Евгений Виноградов, редактор раздела «Честная коммуналка», и Юрий Сарапулов, руководитель оренбургского отделения экологического движения «ЭКА». Для начала небольшая справка о проекте магнитогорских инвесторов.

Справка:
— Комплекс планируется построить в районе объездной дороги поселков Круторожино и Победа. Сегодня в Орске нет ни одного предприятия, которое занималось бы утилизацией или переработкой ТБО. Весь мусор свозится на полигон. К тому же отходы здесь часто горят в сухую жаркую погоду.

Говорим по делу: завод по переработке мусора

С предложением построить комплекс по утилизации мусора выступило ООО «Клин Сити-Орск». Комплекс подразумевает утилизацию с использованием линии по переработке мусора в твердое (альтернативное) топливо, которое будет реализовываться на промышленных предприятиях.

По информации инвестора, схожесть продуктов горения альтернативного топлива и других видов топлива не нарушит экологический баланс в городе. Предлагаемая технология позволит исключить дополнительные вредные выбросы в атмосферу. Зона предприятия будет относиться к I-II классам вредности». 


Завод по переработке мусора Орску нужен 

Сергей Корносенков: — Насколько проблема утилизации ТБО актуальна для Орска? 

Евгений Виноградов: — Я думаю, что актуальна. Кроме полигона, у нас альтернативы никакой нет. На полигоне не раз происходили возгорания, а жильцы близлежащих поселков не единожды жаловались на дым. Захоронение мусора вообще устаревшая технология.


Юрий Сарапулов: — То, что в Орске хотят строить мусороперерабатывающий завод, хорошо. Ведь все, что у нас сейчас закапывается, долго гниет. А здесь предлагается альтернатива переработки отходов, которые можно пустить потом на вторсырье.

О проекте магнитогорцев мало информации

Сергей Корносенков: — Но многие орчане выступают категорически против строительства, в частности, на публичных слушаниях. Я думаю, нужно четко разграничивать две вещи: утилизацию и переработку мусора в принципе и вариант инвесторов из Магнитогорска. Если первое, безусловно, нужно, то о проекте магнитогорцев недостаточно информации. Мы приглашали представителей компании «Клин Сити-Орск» в эфир, но позиция этой стороны сейчас такова: реклама нам не нужна, если город решит, что завод нужен, то построим. Собственно, эту же точку зрения озвучил на публичных слушаниях один из соучредителей ООО «Клин-Сити» Александр Фирсов

Александр Фирсов (выступление на публичных слушаниях 19 февраля 2013 г.): — Мы предложили построить завод у вас в городе. Мы не собираемся ничего здесь сжигать и использовать какие-либо химикаты. Это будет обычный завод с механической обработкой. Пахнуть там будет точно так же, как пахнет сейчас в поселке Победа. Если вы решите, что завод нужно построить за 100 километров от города, мы построим его там. Только тогда тарифы будут в разы больше. Мы пришли с хорошей идеей, которую мы уже реализовали на территории Магнитогорска, а сейчас создаем большой проект в Башкирии (три завода). Нас никто не лоббирует. Мы хотим завод построить... или не построить. Это вы должны решить, нужен вам завод или нет.  



Сергей Корносенков: — На публичных слушаниях был опровергнут миф о сжигании мусора на новом предприятии. Правда, альтернативное топливо будет сжигаться на других заводах, и это уже другой вопрос. Сейчас у нас на прямой линии председатель общественной экологической организации «Щит» Владимир Силаев. Владимир Иванович, как вы оцениваете культуру обращения с бытовыми отходами в Орске и Оренбургской области?

Силаев Орск

Владимир Силаев: «Причина социальной напряженности — недостаток информации»

Владимир Силаев (комментарий по телефону): — Проблема очень острая. Как показывает практика, проблема утилизации мусора — вопрос актуальный для всей страны. Применяемые методы утилизации мусора в Орске не соответствуют современным требованиям безопасности. Вместе с тем, это могло бы обеспечить поступления в городской бюджет. Нужно в обязательном порядке начать строительство нового полигона по захоронению мусора и создавать мусоросортировочные станции и заводы. 

— Сегодня единственная городская свалка в Орске переполнена и негативно влияет на качество жизни людей. Полигон нужно рекультивировать, законсервировать свалочные газы, покрыть территорию грунтом и посадить деревья. Но быстро данную проблему не решить: нужны людские ресурсы, деньги, инвесторы...

— В Орске многие считают, что нужно максимально привлекать частные инвестиции и приступить к строительству мусоросортировочного комплекса, что и было предложено компанией из Магнитогорска. Однако подача материала оказалась спорной. Информация была или неправильно понята, или неправильно подана. Люди поняли, что здесь построят мусоросжигательный завод, и началось... Но картина-то несколько другая. Сами инвесторы должны были подробно презентовать свой проект, но сделали это довольно робко. И люди были просто напуганы. 

— Пришло время серьезно разговаривать об утилизации и переработке мусора. Предложения инвесторов нужно рассматривать, обсуждать. Радует, что огромное число орчан оказались неравнодушными к этой теме. Подчеркну: социальная напряженность возникает только потому, что люди не знают. Так появляются слухи. И еще один момент: есть такая категория людей в Орске, для которых все, абсолютно все плохо. Я призываю все общественные организации более профессионально подходить к данным темам. Нам вместе решать проблемы и реализовывать проекты.

Говорим по делу: завод по переработке мусора  

Орчане съели пуд соли на экологии 
и встречают все инициативы в штыки

Сергей Корносенков:
— Обращаюсь к нашим гостям: вы тоже считаете, что инвестор не совсем правильно заявил о себе в Орске? В нашем городе, который съел не один десяток пудов соли на экологии и теперь встречает все в штыки?

Евгений Виноградов: — Я считаю, что инвестор зашел как-то робко. Они сказали, вот у нас есть идея, какая идея — в общих чертах, а после сказали, не хотите — не надо. С другой стороны, не совсем адекватно отреагировали некоторые общественники. У нас как? Частник — значит, соберет деньги и сбежит, а администрация — это по умолчанию плохо. Это неправильно, нужно разговаривать. На публичных слушаниях был такой парадокс: все согласились, что информации мало, но при этом все определились, за они или против. 

Юрий Сарапулов: — В первую очередь нужна была информационная поддержка. Люди должны иметь полное представление о том, что это будет за предприятие. Тем более что для нашего региона мусороперерабатывающий завод — это новое решение для старой проблемы.

Сергей Корносенков: —  Вывод такой — городу мусороперерабатывающий комплекс, безусловно, нужен, а магнитогорский проект — один из вариантов, который надо рассматривать и после этого одобрять или нет. У нас на связи редактор отдела экономики газеты «Орский Вестник» Игорь Сосновский. Игорь, ты занимался данной темой, как прокомментируешь эту историю со строительством завода? 

Говорим по делу: завод по переработке мусора Говорим по делу: завод по переработке мусора

Игорь Сосновский (комментарий по телефону): — Мое мнение как гражданина, рядового орчанина, простое: нам необходимы мусороперерабатывающий комплекс или мусоросортировочная станция. Но с инициативой ООО «Клин-Сити» не все понятно, нет точных данных для оценки. Кроме того, я считаю, что предприятие само пока не готово зайти в Орск. По словам инвесторов, они еще не прорабатывали вопрос морфологии орского мусора, то есть не выясняли, в каких объемах и из чего он состоит. По моим подсчетам, у них не получится в Орске загрузить свое предприятие на полную мощность, а это значит, что, вероятно, мусор будут везти из других мест. А дальше неизвестно, куда будут уходить нетоварные отходы, то есть то, что предприятие не сможет переработать. Считаю, что пока разговаривать серьезно о предложении «Клин-Сити» невозможно до тех пор, пока фирма не предоставит экологические и экономические выкладки. У меня ощущение как от автосервиса гаражного типа, в отличие от нормального сервисного центра, где можно получить гарантии, произвести ремонт. Да, за гораздо большие деньги, но с гарантией и соответствующим качеством.

Евгений Виноградов: — Я согласен с Игорем, но хочу обратить внимание на выступление директора МУП «Застройщик» Валентина Крисмана. На публичных слушаниях шла речь о переводе земельного участка из одной категории в другую, а не о строительстве. Валентин Крисман сказал, что процесс этот длительный, после перевода земельного участка администрация должна дать техническое задание по количеству мусора, по которому создадут проект. Для каждого города при строительстве подобного завода должен быть индивидуальный подход и длительный этап переговоров. Я считаю, что у нас не д.жина инвесторов, чтобы ими разбрасываться, нужно все рассматривать и оценивать.

Евгений Виноградов: 
«Публичные слушания, как баррикады»  

Говорим по делу: завод по переработке мусора

Сергей Корносенков: — Вот что пишут На сайте Урал56.Ру: «Те, кто собираются строить завод —  странные люди. Ничего толком не объяснили или объяснять не хотят. Поэтому орчане лезут на баррикады». Информацию об инвесторах мы уже обсудили, предлагаю перейти к прошедшим публичным слушаниям. Каковы ваши впечатления?

Юрий Сарапулов: — Некоторые люди вообще не поняли, зачем сюда пришли. Было два мнения. Те, кто были против, нередко перебивали всех, кто высказывался в поддержку строительства мусороперерабатывающего комплекса. 

Сергей Корносенков: — Чтобы почувствовать атмосферу публичных слушаний, выступление Александра Белова, атамана казачьего хутора «Орский». 

Александр Белов (выступление на публичных слушаниях 19 февраля 2013 г.): — 100% гарантий данные товарищи так и не написали. Что будет – неизвестно. Прежде чем такие вещи принимать, нужно думать! 



Информации по новому заводу нет у специалистов 

Сергей Корносенков: — А это выступление Владимира Коновалова, начальника Юго-Восточного территориального отдела Роспотребнадзора:

Владимир Коновалов (выступление на публичных слушаниях 19 февраля 2013 г.): — Вообще должен выступать заявитель, который пытается построить нам данную линию, и он должен рассказать, сколько у него будет отходов, что он будет выбрасывать в воздух, какие будут санитарно-защитные зоны. Сегодня я как специалист не услышал ни одного ответа. Будет вредить это предприятие или не будет? Я не знаю. Нужно дать время, чтобы специалисты эти вопросы обсудили. В газете написано, что топливо заберет цементный завод. А затем выбросит через трубу нам на голову? Данный вопрос обсуждать с гражданами преждевременно. Нужно собрать все заключения специалистов, а затем показать их орчанам.


Сергей Корносенков: — То есть информации нет даже у специалистов. Кстати, на сайте Урал56.Ру есть презентационный видеоролик завода. Однако его, разумеется, мало для принятия соответствующего решения:


Молодежь с мусором уже «разбирается»           

Сергей Корносенков: — Юрий, я знаю, что движение «ЭКА» занимается сбором бытовых отходов: акции «Субботка-переработка», предприятия по сбору бутылок. Расскажи об этой практике.  

Юрий Сарапулов: — В 2012 году мы запустили федеральный проект «Субботка-переработка» с главной целью раздельного сбора мусора. Люди приносят бутылки, бумагу и другие отходы и получают за это подарки. Мероприятия стали популярными, и решено было создать проект «Антимусорин». Постепенно создали предприятие, которое занимается прессованием пластика и макулатуры. После все это в виде сырья отправляется в Казань, Екатеринбург и другие города. Пластик дробится, превращается в гранулы, из которых, например, можно делать нитки. Из них вперемежку с хлопком можно делать простую одежду. Я был на мусороперерабатывающих комплексах. Например, в Подмосковье приезжают автомобили, работает конвейер, люди, правда, еще руками сортируют мусор. При этом никаких запахов и возгораний там нет. 

Говорим по делу: завод по переработке мусора
  
Власть открыто рассматривает 
предложение инвесторов

Сергей Корносенков: — Мы поговорили об инвесторах и орчанах, но есть и третья сторона — городские власти. Какова ваша оценка действий администрации Орска?

Юрий Сарапулов: — Власти правильно делают, что ищут инвесторов. Городу завод нужен. 

Евгений Виноградов: — Появился инвестор, предложил проект, причем не только в нашем городе. Администрация отработала заявку, выставила ее на публичные слушания. Давно так обширно у нас не обсуждались какие-либо проекты. 

Сергей Корносенков: — Выступление на публичных слушаниях первого заместителя главы Орска Василия Козупицы

Василий Козупица (выступление на публичных слушаниях 19 февраля 2013 г.):  — Все, что мы сейчас делаем на полигонах – это вчерашний день. Мы понимаем, что нужно двигаться вперед. Для этого необходим анализ опыта других городов и стран. Недавно на площади во время митинга приняли резолюцию, в которой говорится, что нужно развивать промышленное производство, привлекать инвестиции, создавать рабочие места. И в этом плане привлечение инвесторов укладывается в выдвинутые требования. Порядок строительства довольно сложный. Но никто не позволит, нарушив правила, построить непонятно что. 

 

Сергей Корносенков: — Сейчас предлагаю послушать комментарий Валентина Крисмана (директор МУП «Орскстройремзаказчик»):

Валентин Крисман (выступление на публичных слушаниях 19 февраля 2013 г.): — Я также заинтересован в том, чтобы город жил и развивался. Вижу, как молодежь бежит из Орска. Если мы не будем строить мусороперерабатывающие заводы, хорошие дороги, создавать рабочие места, то люди продолжат уезжать. Если мы будет и дальше складировать мусор, наш город превратиться в свалку. То, что мы обсуждаем, и есть демократия:

 

Какой вывод можно сделать?

Сергей Корносенков: — Что бы вы хотели отметить в этой ситуации со строительством?

Юрий Сарапулов: — Прежде чем принимать решение о строительстве, нужно объяснить и показать людям проект, предоставить необходимую информацию. 

Евгений Виноградов: — Радуют два момента: что появился инвестор и что состоялись открытые публичные слушания. У нас есть компания-монополист, ООО «Эцезис» (тот самый полигон отходов), руководитель которого выступил против строительства перерабатывающего комплекса. Хотя никто и не предлагает закрыть полигон. Но с появлением нового комплекса появится элемент хоть какой-то конкуренции. И второй момент — открытые слушания состоялись.

Сергей Корносенков: — Есть еще один комментарий на сайте Урал56.Ру: «Это все потому, что люди уже устали! Разруха, комбинаты стоят, нет уверенности в будущем. А тут, нате вам, завод по переработке мусора. Конечно в штыки, нет веры никому уже».

Говорим по делу: завод по переработке мусора

Евгений Виноградов: — Интересно, что все говорят о недостатке информации, но на слушаниях люди поделились на «за» и «против». Хотя, все согласны, что не понимают, о чем говорят. В этом и парадоксальность.

Сергей Корносенков: — Надо четко разграничить необходимость мусороперерабатывающего производства в принципе и проект, который предлагают магнитогорцы. Информации мало, поэтому когда орчанам предлагают сказать «да» или «нет», они справедливо задают вопрос, за что именно мы голосуем? Однозначно радует, что в Орске состоялось такое открытое обсуждение этого вопроса. Мы надеемся, что в дискуссии орчанам удастся отделить зерна от плевел и сделать правильный выбор. Конечно, хорошо отстоять свой город на баррикадах, как это было с цинковым заводом. Но не менее важно — не выплеснуть вместе с водой младенца.

Подпишитесь
на наш Telegram
Следите за нашими новостями
в удобном формате
9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел