28 марта 2024 • Чт • 22:27

«Говорим по делу»: Земля для многодетных семей

В эфире Алла Ширманова и Сергей Литвиненко


15543
23.11.2012 Область

Сергей Корносенков: — Приветствую всех слушателей  радио «Шансон» и посетителей сайта Урал56.Ру. В эфире программа «Говорим по делу». Сегодня тема нашего эфира: «Земля для многодетных семей». Мы коснёмся вопросов земельных в целом, а также вопросов строительства. У нас в гостях  Алла Николаевна Ширманова председатель Комитета по управлению имуществом администрации Орска и Сергей Владимирович Литвиненко заместитель председателя Комитета архитектуры и градостроительства администрации.

55 многодетных семей уже получили землю

Сергей Корносенков: — 1 января этого года вступил в силу закон о выделении на праве собственности земельных участков семьям, в которых воспитываются трое и более детей в возрасте до 18 лет. Как в Орске обстоят дела с выполнением данной программой?

Алла Ширманова: — Во-первых, в целях реализации этого закона администрацией был утверждён свой порядок предоставления земельных участков, также установлен уполномоченный орган, который должен заниматься этим вопросом. Это комитет по управлению имуществом. На сегодняшний день 55 многодетных семей получили земельные участки в собственность для индивидуального жилищного строительства. На учёте у нас стоят порядка 1150 семей. Из них 394 семьи подтвердили своё право и обратились в администрацию на получение земельных участков. Не все семьи проживают в городе Орске. «География» обратившихся – это, в основном, восток области: Адамовский район, Ясненский, Светлинский. Есть заявители из Кувандыка и Гая.


Сергей Корносенков: — Почему они отмечаются в Орске?

Алла Ширманова: — Законом предусмотрено, что можно обратиться в любой населённый пункт области, за исключением Оренбурга и ЗАО «Краснохолмская».

Сергей Корносенков: — А есть ли какой-то план, сколько участков должно быть предоставлено по программе?

Алла Ширманова: — Нами запланировано до конца года включить в фонд порядка 80 участков и до конца года, если будут желающие, предоставить их в собственность. Участок можно получить, только если он включён в специальный фонд. Фонд формируется  по мере формирования участков. Сама процедура формирования участков носит довольно длительный характер: может занимать от одного до трех месяцев и более в зависимости от того, разработана ли проектно-техническая документация.

— Информация о фонде есть на сайте в специальной рубрике: «Земля для многодетных». Любой может зайти и посмотреть. Информация содержит местоположение земельного участка, площадь, обеспеченность его инженерными сетями. Если участок семье нравится, то она уже обращается с конкретным заявлением о предоставлении этого участка. Помимо этого, когда семья подтверждает своё право, обращается в комитет по управлению имуществом и становится в реестр. Но так как желающих получить землю больше, чем участков, то получает участок та семья, которая приходит первая.

В центре Орска свободной земли нет

Сергей Корносенков: — Какова «география» участков? В каких районах они выделяются?

Сергей Литвиненко: — «География» участков, предоставляемых под строительство, широкая. Участки выделяются там, где градостроительной документацией предусмотрено индивидуальное малоэтажное жилищное строительство. В настоящее время земля выделялась в посёлке ОЗТП, в посёлке Первомайский, Малый Кумак, на Елшанке, то есть там, где сформированы земельные участки, где свободные территории были обеспечены градостроительной документацией. Прежде чем земельный участок предоставить, его необходимо сформировать, то есть определить его координаты, вынести их на местность. Предшествует этому разработка документации. Это путь длительный, процедура дорогостоящая. Участок формируется минимум на квартал или микрорайон.



Сергей Корносенков: — Много ли свободных территорий в Орске? Где эти участки потенциально могут быть предоставлены?

Сергей Литвиненко: — Территории под строительство определены такими документами, как генеральный план города и правилами землепользования. Свободной земли в городе много, но под индивидуальное жилищное строительство определены территории в  районе ОЗТП, в стороне посёлка Джанаталап. Центральная часть города, к сожалению, вся застроена. Те территории, которые не застроены – это резервные территории под размещение школ, детских садов, больниц. По мере получения финансирования данные участки будут освоены.

Сергей Корносенков: — То есть между 7-ым микрорайоном и остановкой «Рябинушка», где большое незастроенное поле, не получится построить дом, так как там целевое назначение другое, многоэтажное?

Сергей Литвиненко: — Ещё до кризиса был разработан проект многоэтажного жилищного строительства, предполагающий там строительство 125 тысяч квадратных метров жилья, трех детских садов и одной школы. Но кризис не дал планам реализоваться. Этот участок под многоэтажные дома готов, но чтобы изменить назначение под малоэтажное индивидуальное жилье, нужно район перепроектировать, а это стоит больших денег.

На окраинах земли много

Сергей Корносенков: — Будут ли еще выделяться земельные участки в поселке Елшанка, в Старом городе, а также в районе микрорайона «Северный»?

Сергей Литвиненко: — В Северный микрорайон за улицей Маршала Жукова планируются среднеэтажные застройки. В сторону Круторожино малоэтажные застройки. Единственный тормоз — это коммуникации. В районе Елшанки таких массовых территорий нет, там почти все занято. В районе ОЗТП территорий много – разрабатывай и строй. После строительства противопаводковой дамбы территории, которые раньше были подвержены затоплению, будут развиваться по мере обеспечения инфраструктурой. Строительство в Советском районе уже позволило осваивать привокзальные территории.

Сергей Корносенков: — Это интересный момент. Вторая очередь дамбы на европейской части позволит строить дома по правому берегу Урала?

Сергей Литвиненко: — Необходимо думать в первую очередь об инженерно-техническом обеспечении данных районов. Прежде чем эти территории осваивать, нужно позаботиться о коммуникациях.

Вопросы читателей и слушателей:

Сергей Корносенков: — У нас есть вопрос: «Что сейчас находится  в КДЦ «Молодёжный»? Это единственный зал в городе вместимостью 700 мест».  

Алла Ширманова: — Этот объект находится в частной, а не муниципальной собственности.

Сергей Корносенков: — Вопрос от Татьяны Алексеевны: «Участки по улице Станиславского 6 и улице Ужгородской пару лет назад были проданы в собственность под строительство одноэтажных зданий. Это стало для всех неожиданностью. Почему мы не были приглашены на публичные слушания?»


Сергей Литвиненко: — В 2006 или 2007 годах в соответствии с действующим законодательством разрабатывалась документация по планировке части микрорайона, ограниченного улицами Станиславского, Машиностроителей, Богдана Хмельницкого и Пржевальского. Документация предполагала реконструкцию существующей застройки. Согласно проекту в этом районе планировалось строительство дополнительных объектов: многоквартирного жилого дома вдоль улицы Машиностроителей, освоение подземных территорий школы №4 (но пока нет технической документации и инвесторов) и объектов обслуживания населения: продовольственного магазина, магазина промтоваров и административного здание вдоль жилого дома по Станиславского 6. Эти три объекта социального обслуживания  в соответствии с документацией расположены за границей территории многоквартирного жилого дома.

— В СМИ проходила публикация о данном проекте: о его разработке и публичном слушании. Порядок проведения публичных слушаний оговорен и градостроительным кодексом, и порядком, определённым и утверждённым горсоветом. В связи с обращениями граждан нас неоднократно проверяли контролирующие органы и определили, что всё соответствовало действующему законодательству.   

— Земля сейчас не в собственности, она предоставлена в аренду предпринимателям. Но один предприниматель, который ведёт там строительство, недобросовестно относится к своим обязанностям, в связи с этим и возникают нарекания жителей. Он использует свою территорию под автомобильную стоянку, администрация ведёт с ним советующую борьбу, уже есть решение суда, которое приводилось неоднократно в исполнение.

Сергей Корносенков: — Еще один вопрос от читателя: «Если в городе нет ни одного свободного клочка земли и всё в собственности уже несколько лет, то почему собственники за свой счёт не осуществляют их уборку и не ухаживают за зелёными насаждениями?»

Сергей Литвиненко: — Это святая обязанность собственников — убирать, и они убирают. Но у нас много территорий, которые не являются собственностью предпринимателей или юридических и физических лиц – это территории общего пользования. И те насаждения, на которые жители обращают внимание, как раз находятся на общественных участках.


Сергей Корносенков
: — Вернёмся к теме земли для многодетных семей. В июне на видеоконференции по реализации данной программы отмечалось, что существуют серьезные трудности с выделением земельных участков в Орске. Что это за трудности? Удалось ли их преодолеть?

Алла Ширманова: — Как и большинство муниципальных образований мы, конечно, столкнулись с трудностями. Недостаточное количество земельных участков – главная проблема. Законом установлены размеры земельных участков от 3 соток до 10, на момент вступления закона в силу, мы уже имели территории площадью от 10 до 12 соток, некоторые до 18 соток. То есть участки были крупнее, чем было прописано в законе. Администрацией было принято решение в срочном порядке разрабатывать новые проекты застройки. На данный момент в фонде 66 участков. Всё это требует больших затрат, и ложится на плечи местных бюджетов.

Сергей Корносенков: — Были проблемы с коммуникациями?

Сергей Литвиненко: — На участках, которые выделялись многодетным семьям, строительство коммуникаций ещё не производилось

Сергей Корносенков: — Расскажите о порядке обращения. К примеру, я глава многодетной семьи и хочу получить участок под строительство. Куда обращаться?

Алла Ширманова: — Прежде всего вы должны подтвердить своё право и для получения справки обратиться в районный отдел социальной защиты по месту жительства, затем прийти в комитет по управлению имуществом, где вас включают в реестр на получение участка.  Далее можете выбирать приглянувшуюся территорию.

Сергей Литвиненко: — Чтобы начать строительство, правообладатель земельного участка обращается в Комитет архитектуры и градостроительства администрации Орска. Администрация бесплатно готовит градостроительный план и человек оформляет разрешение. Разрешение выдаётся застройщику на малоэтажные дома на 10 лет. В течение первых трёх лет участок должен быть освоен. На завершение строительства даётся 10 лет. Так как закон, регламентирующий данные сроки, был утверждён в 2005 году, то случаев, когда участки отбирали, ещё не было, 10 лет ещё не прошло.

Сергей Корносенков: — Земля, которая выделяется под участки – это федеральная, муниципальная или региональная собственность?

Сергей Литвиненко: — То, что мы предоставляли — это государственная земля. Это земельные участки, которые не разграничены, но по закону мы имеем право ими распоряжаться.

Многодетные семьи выселяют на кулички?

Сергей Корносенков: — Вопрос читателя: «Много места на ОЗТП в районе Штыка, в Старом городе (Белебей). Зачем вы выселяете многодетные семьи к черту на кулички (Джанаталап, Кумак и т.д.) ссылаясь на разрешение закона»?



Сергей Литвиненко: — У нас очень много желающих получить участки в посёлке Джанаталап, можно сказать очередь выстроилась. Мы не в состоянии даже обеспечить их градостроительной документацией.  

— На ОЗТП строительство предполагается  и будет. Строительство будет осуществляться в тех районах, которые определены генеральным планом.  В районе Штыка всё сложнее, так как возле завода есть санитарная зона, где строительства не будет. Эта территория не обеспечена, проектов застройки нет, поэтому участки там не предоставляются.

— В районе Белебея проект был разработан, там заложен квартал жилой застройки между Ключом и посёлком с юго-западной стороны.

— На восточной стороне, где находится мусульманское кладбище, разработка проекта планируется, но говорить об этом ещё рано, потому что дамба ещё в процессе строительства. К тому же кладбище имеет большую санитарно-гигиеническую зону.

— Кроме того, ближе к реке Урал идёт зона городских лесов, которая по законодательству не может застраиваться, ибо это лёгкие нашего города.  

Сергей Корносенков: — Еще вопрос: «Какая судьба в градостроительных планах садовых участков, располагающихся на 1-й и 2-й Садовых остановках»?


Сергей Литвиненко: — В этих районах пока не планируется жилищное строительство. Менять назначение этих участков не планируется. Садоводы сами могут проявить инициативу на разработку документации по планировке территории. У нас были случаи, когда садоводческие товарищества меняли статус своих участков до жилищных.

Сергей Корносенков: — Снова вопрос от Татьяны Алексеевны: «В проекте по благоустройству проспекта Ленина (от ул. Нефтяников до пл. Шевченко)  предусмотрена замена существующих деревьев, растущих в два ряда, на отдельно стоящие в один ряд деревья. Взамен каждых 24 деревьев планируется посадить только 6». Планиурется ли пересмотреть данный проект?

Сергей Литвиненко: — Вопрос серьёзный. Главой города этой осенью было принято решение о прекращении реализации проекта и запрете вырубки деревьев.

Сергей Корносенков: — Вопрос: «Насколько соответствует нормам строительства и эксплуатации жилых домов пристройка, которую сделал магазин «Раздолье» на 240-ом квартале?»

Сергей Литвиненко: — Навскидку сложно сказать. Разрешение на строительство оформлялось, на какой стадии сейчас проект, сейчас не могу сказать.

Сергей Корносенков: — Когда внесут изменения в Правила застройки и землепользования в плане послабления в целевом использовании? Например, магазин построить невозможно: приходится делать план целого квартала, а потом еще нужно выиграть торги.

Сергей Литвиненко: — Проект разрабатывает на квартал, и это установлено Федеральным законом градостроительным кодексом РФ. Не в нашей компетенции закон менять.

Сергей Корносенков: — Как можно «обезопасить» разработчиков земельных участков от участия в торгах «посторонних людей»?

Алла Ширманова: — Порядок проведения  торгов определён земельным кодексом и он одинаков для всех: частное лицо тоже может воспользоваться своим правом и разработать определённый проект застройки территории, но все должны понимать, что гарантий никто не даёт.

Сергей Корносенков: — Действительно ли в Орске в 90-е годы строили коттеджи самовольно, не включая в генплан. Сейчас возникают такие ситуации, когда дома в коттеджных посёлках лишаются воды, и выясняется, что никто не знает где проходят коммуникации. Самовольные постройки имеют  место быть?

Сергей Литвиненко: — Да, но не в 90-ые годы. До 1989 года закона, регламентирующего индивидуально-жилищное строительство, не было. Застройщиками были заводы, государственные предприятия: им выделялись земельные участки, и они строили по плану. Все остальные строили самостроем.

Сергей Корносенков: — Я благодарю наших гостей за ответы. До встречи в эфире!


Подпишитесь
на наш Telegram
Следите за нашими новостями
в удобном формате
9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел