«Говорим по делу»: современный ребенок – ребенок без детства

31 мая в эфире радио «Шансон» о детской жестокости и жестокости к детям


10479
01.06.2012 Область

Лена Файман: - Портрет современного ребенка. В каких реалиях он находится? Каким влияниям он подвержен? 

Алиса Попова:
- Современный ребенок – это маленький взрослый. Это ребенок без детства. И если мы сегодня говорим о защите детей, то давайте защитим их от нас, взрослых, и вернем им детство. Ведь сегодня будущее ребенка определяют тогда, когда ему три года. Родители совершенно не дают свободно развиваться ребенку. И дети, когда приходят в школу, не умеют свободно выбирать то, что им нужно. Кроме того, современный ребенок эмоционально неуравновешенный, из-за того что на него обрушивается большой поток информации. Но при этом сегодняшние дети более талантливые, чем мы, они более мобильные, они более компетентные во всех современных источниках информации.  

Л.Ф.:
- Новые образовательные стандарты предъявляют ребенку больше требований. К примеру, первоклашки должны посещать как минимум два кружка.



Елена Абузярова: - Я соглашусь с Алисой Харитоновной в том, что нам, взрослым, нужно быть более внимательным к детям в плане сохранности их детства, здоровья и психологического состояния. Новые образовательные стандарты введены всего как год, я сейчас не берусь обсуждать их. Но если в процессе обучения акцент сделан на развитии интересов и  способностей ребенка, его коммуникаций, то это хорошо. Если это делается через назидание, через обязательное исполнение, то это плохо. И это идет во вред ребенку. Здесь очень важно, чтобы образовательное учреждение в союзе с учреждениями дополнительного образования находили оптимальный баланс, сохраняя непосредственность ребенка. И главное, любя его и сохраняя его детство.

Жестокость идет из семьи

Л.Ф.: - Сейчас ребенок быстрее входит во взрослую жизнь. Эта жизнь суровая. А дети по природе своей - исследователи. И если у кого-то исследовательская деятельность направлена на получение знаний, то есть и те, кто хочет узнать, что испытывают убийцы. Приведу два примера.

Первый из-за рубежа:
Более 17-ти лет назад Великобританию потрясло убийство малолетнего ребенка, которого два  8-милетних мальчика украли у мамы из супермаркета. Они силком притащили малыша на железную дорогу, где долго над ним издевались, после чего, чтобы скрыть следы преступления, оставили полуживого малыша на железнодорожных путях, чтобы имитировать несчастный случай.

И второй пример - из Иркутской области:
Два молодых человека убили 6 человек. Им сейчас по 20 и 19 лет. Оба они из благополучных семей. Хорошо учились в школе. Тот, который помладше, увлекался музыкой и играл в одной из групп. Они жили в Академическом городке, где все друг друга знают. Убийства совершали с марта 2010 по декабрь 2011 года. Жертв убивали битой.

Вопрос инспекторам ПДН, а были ли у нас подобные случаи?

Елена Морозова: - Таких ярких  и ужасных примеров нет. Но если говорить о жестокости детей друг к другу, то конфликты возникают. Например, старшие хотят подавить младших. Начинается все со словесной перебранки, потом может перерасти в драку. Или другой пример: во дворах заметны группировки. И девочки, и мальчики общаются коалициями, и между ними возникают конфликты. Если говорить об истоках этой жестокости, то все идет из семьи, как родители воспитывают своих детей изначально. Много детей, которые не посещают детские сады, и хорошо, если ими занимаются дедушки и бабушки. Но очень часто, когда большое влияние в воспитании оказывает двор. Родители должны интересоваться жизнью ребенка. Но сейчас зачастую взрослые с утра ушли на работу, пришли поздно вечером и даже не спрашивают у детей, как у них дела в школе, с кем они дружат, какие у них интересы.



Л.Ф.: - Громкий случай детской жестокости у нас был год назад, когда сильно избили ученицу школы № 2. Откуда дети черпают истоки жестокости?

Елена Морозова: - По случаю, который произошел в мае 2011 года, нельзя сказать, что семья была неблагополучная, наоборот. Здесь большое влияние оказали улица и тот факт, что девочка решила отомстить за те унижения, которые она в свое время испытала. Если говорить о влиянии на детей, то большую роль играет Интернет, а именно социальные сети. В сеть выкладывается шокирующее видео. Да, мы ограждаем ребенка, не давая ему смотреть телевизор, переключая программу. Но в своей комнате он может смотреть это через телефон. Потому что им это интересно. Запретный плод сладок. И когда они совершают преступление, то они не осознают в полной мере всю серьезность данного поступка. Они считают, что они несовершеннолетние и им ничего за это не будет.

Алиса Попова: - Детская жестокость - это транслированная взрослая жестокость. Ребенок становится таким, каким мы его сами делаем. Он впитывает то, что наблюдает. Если говорить о детской жестокости, то я бы сказала так:  это взрослая жестокость, исполняемая детьми.

- Мы говорим, благополучная или неблагополучная семья, исходя из тех социальных устоев, которые у нас приняты. Но приведу пример: хорошая семья, доход позволяет выезжать за границу на отдых. И при всем этом папа допускает насилие в семье, когда его 13-тилетняя дочь приходит поздно домой, он ее порет ремнем. Вот эта семья благополучная? Я считаю, что  нет.  

Соседи слышат крики ребенка, но на помощь не идут

Л.Ф.: - Вернусь к теме детской жестокости, вспомним послевоенные годы. Страна была в полной разрухе, разгул преступности. А сейчас жить-то стали лучше, нет ни войны, ни разрухи.

Андрей Парешнев: - Тогда был герой времени – солдат, который защитил страну. На него равнялись дети, воспитывались в духе патриотизма. А сейчас нет героев нашего времени. Мы не можем в два-три предложения сформулировать его образ. Мы можем сказать, что у молодежи – тинэйджер, для тех, кто постарше – успешный бизнесмен. Но единого героя для людей нет. Почему в те времена было меньше жестокости? Потому что страна видела, что такое настоящая жестокость. А сейчас жестокость у нас индивидуальная, у нас равнодушие общества. Воспитанием и общественным порицанием должны заниматься не только школы, учителя, социальные работники или инспекторы ПДН, но и само общество. Люди должны реагировать на то, что подросток курит, не продавать ему сигареты или пиво.

Л.Ф.: - Приведу слова начальника одного из отделов главка по обеспечению охраны общественного порядка МВД России, полковника полиции Елены Новосельцевой, цитирую:

«Людей избивают на улице, а остальные проходят мимо и не обращают внимания – максимум снимут на мобильный телефон, чтобы выложить в Интернет. Люди замкнулись на собственных проблемах, и не обращают внимания на то, что происходит рядом с ними»



- По данным МВД, ежегодно в России совершается более 600 тысяч правонарушений в отношении несовершеннолетних, из них 400 тысяч допускают родители в отношении собственных детей. А число преступлений, совершенных родителями по отношению к своим детям в России за два последних года выросло на треть – с 3 тысяч до 4 тысяч.

Алиса Попова: - Все вытекает из-за несоответствия тех правил, которые мы декларируем, и того, что наблюдается воочию детьми. Мы говорим ребенку: нельзя бить других или нельзя смотреть плохую передачу. Но, выключая телевизор, ребенок выходит в Интернет и видит там все. При этом мы сами не исполняем те правила и границы, которые декларируем ребенку. Открытое пространство и выбор, который сваливается на ребенка - и получается, что нет границ, и это и порождает жестокость.

Л.Ф.: - Готовясь к эфиру, зашла на сайт РИА Новости. Только за 4 дня этой недели было 18 сообщений о жестоком обращении с детьми в разных концах нашей страны. И всегда, когда читаю эти сообщения, задаюсь вопросом: все это происходит в квартирах и домах, и соседи слышат. Но почему такое равнодушие?

Андрей Парешнев: - Сообщения, которые поступают в прессу - это те, которыми уже занялись правоохранительные органы. Но есть и те, о которых не сообщают нам. На это есть разные причины. Аргументируют  боязнью или нежеланием принимать в этом участие, потому что процесс разбирательства у нас небыстрый. И в этом равнодушии тоже есть проявление жестокости. Люди видят, что совершается преступление, но никто не придет на помощь.

Л.Ф.: - На сайте Урал56.Ру прошла информация о том, что мужчина избил чужого ребенка только из-за того, что тот поцарапал его машину.

Андрей Парешнев: - Не надо быть мещанином. Мужчина не контролировал свои эмоции. Ведь у нас есть законные методы: зафиксировал факт, вызвал ГИБДД. Но он не стал этого делать. Почему? Потому что это заняло бы больше времени, а здесь он взял и выплеснул свою злость на заведомо беззащитном существе. И все еще зависит от уровня образованности.

Елена Абузярова: - Есть понятия «образованный человек» и тот, у которого есть образование. Если говорить об этом мужчине, то, да, он где-то учился, каким-то образом приобрел автомобиль. Но если у него в семье не было заложено, что проблемы нужно решать в правовом поле и ни в коем случае нельзя поднимать руку, тем более на ребенка, это величайший грех.  Тем более мальчик не сделал ничего такого, что повлекло бы угрозу для жизни этого мужчины. Здесь можно сделать вывод, что он необразован и невоспитан, из-за этого позволяет себе такие вещи.   

Изъять ребенка из семьи не выход. Цель – чтобы ребенку было хорошо

Л.Ф.: - Как защищать детей от этой жестокости?

Андрей Парешнев: - У нас есть законные способы. В школах проводятся правовые часы. Детям разъясняют, как действовать в той или иной ситуации. Но может из-за того, что процесс это небыстрый, многие в него просто не верят. Если же с ребенком произошел случай насилия, будь то в семье или в школе, то он в первую очередь должен обратиться к социальному педагогу. Ребенок не должен оставаться с проблемой один на один, ему должен прийти на помощь взрослый человек, которому он должен верить.   

Л.Ф.: - Накануне с инспекторами ПДН мы были в рейде, и проехались по тем неблагополучным семьям, которые живут в антисанитарных условиях. При этом в семьях два, а то и три и больше детей. Почему они продолжают рожать детей? Ведь они не могут им обеспечить полноценную жизнь.

Елена Абузярова: - Социальная безответственность - это понятие, которое генетически не передается. Если говорить об условиях, в которых подобные семьи живут, то они считают, что это нормально. Если это семья алкоголиков, то присутствует фактор деградации. Человек теряет вотум ответственности.



Елена Морозова: - Когда мы общаемся с такими семьями, то никто из них не признается, что он алкоголик, и что у них дома грязно – они считают, что идеальный порядок. То, что у них нет продуктов в холодильнике, тоже ничего страшного в этом нет. Все друзья-собутыльники, которые приходят к ним, тоже считают, что все нормально. И мама с папой, которые пьют на глазах у своих детей, скандалят и т.п., они их считают нормальными родителями. Соседи к ним не заходят, они безразличны к судьбе ребенка. Люди не хотят вмешиваться в чужую жизнь, только до того момента, пока им это не угрожает.

Андрей Парешнев: - Все эти семьи стоят у нас на учете. Мы можем изъять ребенка, но это не выход. Наша цель, чтобы ребенку было хорошо в семье. Если мы видим, что первопричина – алкоголизм, то мы можем только рекомендовать лечение, принудить не имеем права. Раньше были так называемые ЛТП, сейчас человек должен сам решить, нужно ему лечиться или нет. Но никто из них не признается, что он алкоголик.

Алиса Попова: - Я бы выступила в защиту родителей, которые в состоянии алкогольного опьянения избивают ребенка. Ведь они просто не умеет по-другому, тем более находясь в затуманенном состоянии. Они не знают и не хотят действовать иначе. И что с ними делать? Помимо лечения нужна реабилитация именно как родителя. Нужно дать инструмент в руки, объяснить, как наказывать ребенка без применения физической силы. Здесь нужна Школа родителей, в которой будут давать знания и инструменты в воспитании детей.

Л.Ф.: - Интересно, пойдет ли туда мама, которая не выходит из состояния запоя?

Алиса Попова: - А здесь нужно отправлять как на принудительное лечение - принудительное образование. Ведь, по сути, эта мама сама жертва. И здесь нужно увидеть зернышко тепла и сознания и помочь ему прорасти.  

Детей нужно любить, и тогда не нужно будет защищать

Л.Ф.: - Подведем итоги нашего разговора. Как уберечь детей от жестокости?

Елена Абузярова: - Детей нужно любить, и тогда не нужно будет защищать. Нужно принимать его таким, какой он есть, и чувствовать своего ребенка. Нужно быть вместе с ребенком. Даже если вы на работе, то всегда можно позвонить и тактично спросить: «А чем у тебя сегодня день будет заполнен?», «А с кем ты будешь общаться?». Нужно проявлять участие, понимание и любовь.

Алиса Попова:
- Не надо заставлять ребенка расти, нужно быть для него корнем и крыльями.



Андрей Парешнев: - Ребенок живет в обществе, и ему нужно приспособиться под него. Кто-то это делает при помощи физической силы и унижения других, кто-то за счет умственных способностей. Наша задача - объяснить ребенку, как поступать правильно, и что есть законные способы. Главное - не молчать. Если ребенок будет озвучивать свою проблему, она будет решена.

Елена Морозова: - О проблемах ребенка в первую очередь должны узнавать родители, а не его друзья или учителя в школе. Родители должны быть ближе всех, проявлять свою заботу, и объяснять ему, как поступить в той или иной ситуации.




Подпишитесь
на наш Telegram
Следите за нашими новостями
в удобном формате
9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел