Совершенство и несовершенства российской системы образования

26 апреля в эфире «Говорим по делу» Татьяна Сизова


10530
27.04.2012 Область

Лена Файман: - Сегодня у нас в гостях председатель Орской городской организации профсоюзов работников образования и науки  Татьяна Сизова. Тема нашего разговора: «Совершенство и несовершенства российской системы образования».



-
На этой неделе Дмитрий Медведев в рамках обсуждения Стратегии-2020 провел совещания по вопросам школьного образования, где он сказал, что поддержал идею выбирать директоров школ на конкурсной основе.



Л.Ф.: - Еще пока неясно, как будут выбирать и из какого числа кандидатов директоров школ. Татьяна Викторовна, вы поддерживаете идею президента?

Директорам устроят конкурс

Татьяна Сизова: - Мы как профсоюз против заключения договоров на определенный срок. Мы всегда ЗА заключение трудовых договоров на неопределенный срок. Но с другой стороны, глав городов выбирают. Сейчас будут выбирать губернаторов. И нет ничего плохого в том, что будут выбирать на конкурсной основе директоров школ. У нас, кстати, в законе «Об образовании» было несколько позиций, как назначать руководителей. А именно – прямое назначение, а также предложение кандидатуры от коллективов, т.е. что-то подобное было. И я думаю, что время настало. Руководитель должен знать не только вопросы образования, но и хозяйственную деятельность, трудовое законодательство, должен знать кадровую работу, выстроить работу с родителями. Руководитель должен быть разносторонним. Но встает такой вопрос: а из кого будем выбирать? Нужно будет создавать резерв. Но пока мы не видим, как это будет происходить.

Л.Ф.: - А как сейчас назначаются директора школ?

Т.С.: - Сейчас директора назначаются главой города. У нас есть определенный резерв, это, как правило, люди, которые уже проработали заместителями или несколько лет в школе.

Л.Ф.: - Дмитрий Медведев поддержал идею выбора директоров школ на конкурсной основе для того, чтобы оценивать результативность их работы. И возможно, он продолжит работу над этой идеей, уже находясь на посту премьер-министра. Но кто все же будет оценивать работу директоров? Медведев сказал по этому вопросу следующее:

- Я поддерживаю идею, которая, насколько я понимаю, была высказана о создании саморегулируемой организации директоров школ. Мы вообще сейчас любим передавать полномочия саморегулируемым организациям. Это действительно цивилизованный мировой путь, когда сама корпорация определяет лучших, и, с другой стороны, освобождается от худших. Поэтому если такая идея есть, можно было бы подобную организацию создать. Ей могут быть, кстати, переданы и полномочия по аттестации, по сертификации различных стажировочных площадок и, конечно, должна быть зафиксирована реальная ответственность организации за те решения, которые ею принимаются. Давайте это обсудим.

Т.С.: - Сейчас школы финансируются по нормативно-подушевому финансированию. Большие школы получают больше денег, маленькие - меньше. За движением финансовых средств следят представители родительского комитета, общественных организаций. В школах есть общественные советы. Т.е. создано много рычагов, которые хотят, чтобы школы работали лучше, приходили дополнительные деньги и т.д. Но если смотреть на то, кто готов и кто не готов… Есть же маленькие учреждения, им, конечно, не хватает денег. И большим школам приходится с ними делиться. И родители задаются вопросом – там сделано, а здесь не сделано. Почему? Потому что сейчас подушевое финансирование.



Л.Ф.: - А нужен ли еще дополнительный контроль? Не будет ли слишком много?

Т.С.: - Я считаю, что это будет лишняя настройка. Кто будет определять, устраивает директор или нет? Например, родители будут говорить, что нас все устраивает, дети тоже. А власть скажет, что нас не устраивает. Что это будет? Битва? Мы что, будем драться? Я не спорю, что некоторых руководителей нужно менять. Но как будут оценивать результативность? Кто будет оценивать работу директора, пока непонятно.

Школы нужно укрупнять

Л.Ф.: - Директора в любом случае зажаты в определенное финансирование, выпрыгнуть за рамки которого нельзя. Придет один директор, у него будет определенный финансовый резерв. Он не справится. Его уберут. Придет другой, и он попадет в такие же обстоятельства. Ситуация тупиковая. Какой выход в данной ситуации?

Т.С.: - Я вижу выход в укрупнении школ. Например, в Орске 8-ая школа объединилась  с 56-ой школой. И таким образом учеников стало больше, и финансирование тоже.  Ведь маленьким школам не хватает денег, а большим приходится делиться. Зачем? Автономия научила нас считать абсолютно все. Мы стали закрывать краны, выключать свет. Вопрос в другом: городской бюджет не финансирует в полном объеме. Если бы приходили все деньги, то было бы лучше. Большие школы  стали жить еще лучше. Зарплаты были бы больше. Но город стеснен в средствах и не готов отдавать деньги в полном объеме.

Л.Ф.: - С другой стороны, получается, что конкуренция есть. Но из-за того, что большие школы переполнены, страдает качество образовательных услуг.

Т.С.: - На сегодняшний день эта проблема существует, и не только в Орске. Вы видели, как в Москве в одну школу дети идут валом, а в другую нет. Вопрос в том, как работает руководитель. Что он делает для того, чтобы повысить свой рейтинг. Перспектива у каждой школы есть. И нужно бороться за каждого ученика.

Учителей отправят за границу?

Л.Ф.:
- На этой неделе также обсуждалась такая идея – отправлять на учебу за границу российских учителей, потому что уровень подготовки не соответствует сегодняшнему дню. Вы согласны с этим?

Т.С.: - Я не могу согласиться с тем, что уровень подготовленности наших педагогов не соответствует сегодняшнему дню. Оренбургские ученики показали хорошие результаты по ЕГЭ. А это уже как показатель того, что наши учителя хорошо подготовлены. Это, конечно, хорошая идея, чтобы учителя выезжали и набирались опыта. Я не говорю, что выезжать прямо за границу, но хотя бы в соседний регион. Потому что сейчас командировочные расходы у нас не предусмотрены. И педагогам приходиться выезжать за свой счет.

Л.Ф.: - А вас не обижает тот факт, что начали критиковать нашу систему образования?  Ведь в столь недалеком будущем, всего лишь 20 лет назад, она была, пожалуй,  самая лучшая в мире.

Т.С.: - В последнем конкурсе «Учитель года» победил Кирилл Демушов.  Он дал такой замечательный урок, при этом из средств были только мел и слово. Но когда я вышла из класса, я была в восторге. Он доказал, что для хорошего урока достаточно только знаний. Ведь раньше учителя так и доносили свои знания. Конечно же, учитель должен постоянно совершенствоваться. Он должен быть «выездной»,  должен обучаться новым технологиям. И, конечно, должно быть отношения с высшей школой. Они должны давать новые технологии и новые разработки, но пока мы только сами разрабатываем.



Л.Ф.: - Когда начали обсуждать вопрос обучения за рубежом российских преподавателей, сразу возник вопрос – а не будет ли соблазн остаться?

Т.С.: - Для того чтобы поехать, как минимум, нужно будет знать иностранный язык. А значит, что не все смогут поехать. И с другой стороны, все, кто хотел уехать, уже уехали. У нас одно время была серьезная проблема с учителями математики и русского языка. Если смотреть сейчас, то учителя работают, хорошо работают. Конечно, огромная нагрузка. Свою ответственность учителя чувствуют. И, наконец, почувствовали ответственность и родители. Если будут предусмотрены средства, то, конечно, поедут. Но все равно не останутся. 

Средняя зарплата орского учителя – 13 тысяч

Л.Ф.: - Задам вопрос с сайта Урал56.Ру.

Молодой педагог:

- В преподаватели после учебы за границей? Больше похоже на шутку, чем на серьезное заявление! Молодой специалист приходит в учебное заведение и первые годы работы получает нищенскую зарплату (6-8 тысяч)! Интересно, как прожить на эти деньги???   Именно поэтому в образование у нас идут неохотно и рассматривают профессию педагога как крайний, запасной вариант. Прежде чем проводить конкурсы и обязывать всех проходить стажировки, стоит сделать работу преподавателя более привлекательной в финансовом плане. Сколько можно выезжать на энтузиазме российских педагогов??? Повысьте зарплату втрое, и тогда отбоя от кандидатов не будет.

Т.С.: - На сегодняшний день зарплата учителей поднялась на 30%. И она у всех разная. Есть школы, где средняя зарплата 15 тысяч рублей. Есть меньше. В среднем по городу мы подаем данные – 13 тысяч. В дошкольных учреждениях - 8 900 рублей. Мы понимаем, что это не на одну ставку. Учитель трудится по полной программе. Губернатор поставил такую задачу: чтобы уровень зарплаты соответствовал средней по городу. Есть к чему стремиться. И когда мы приходим в школу и видим, что зарплата в среднем 13 тысяч, то мы говорим, что нужно подтягиваться. Во-вторых, положение об оплате труда сформировано таким образом: чем выше зарплата у педагогического состава, тем выше зарплата у руководителя. Острая проблема - это младший обслуживающий персонал. И Орск - это единственный город, в котором начисляется уральский коэффициент на минимальный размер оплаты труда. Конечно же, это маленькие деньги. Но мы единственные, кто это делает. Плюс еще такая льгота - 2% годовых на ипотечный кредит для работников бюджетной сферы.

Л.Ф.: - Но при этом особого притока  специалистов не наблюдается. Дефицит учителей все равно есть.

Т.С.: -  Да, преподаватели требуются. И одно время много увольнялось учителей русского языка и математики. И, конечно, если смотреть возрастной состав, то большинство учителей - люди в возрасте. И когда они уйдут, придет ли молодежь? Если мы будем выполнять то, что наметили, то молодежь пойдет.

Л.Ф.:
- 1 мая в ЦПКиО пройдет митинг. Что будете требовать?

Т.С.: - Это будет и митинг, и праздник одновременно. Приглашаем всех жителей города. Если говорить о требованиях, то будем требовать выполнения коллективных договоров, индексации заработной платы.



Подпишитесь
на наш Telegram
Следите за нашими новостями
в удобном формате
9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел