Урал56
12 декабря 2018 • Ср • 12:54 Сегодня: -7... -3°C Завтра: -10... -6°C $ 66.50 € 75.62

Совершенство и несовершенства российской системы образования

26 апреля в эфире «Говорим по делу» Татьяна Сизова


9435
27.04.2012 Область

Лена Файман: - Сегодня у нас в гостях председатель Орской городской организации профсоюзов работников образования и науки  Татьяна Сизова. Тема нашего разговора: «Совершенство и несовершенства российской системы образования».



-
На этой неделе Дмитрий Медведев в рамках обсуждения Стратегии-2020 провел совещания по вопросам школьного образования, где он сказал, что поддержал идею выбирать директоров школ на конкурсной основе.



Л.Ф.: - Еще пока неясно, как будут выбирать и из какого числа кандидатов директоров школ. Татьяна Викторовна, вы поддерживаете идею президента?

Директорам устроят конкурс

Татьяна Сизова: - Мы как профсоюз против заключения договоров на определенный срок. Мы всегда ЗА заключение трудовых договоров на неопределенный срок. Но с другой стороны, глав городов выбирают. Сейчас будут выбирать губернаторов. И нет ничего плохого в том, что будут выбирать на конкурсной основе директоров школ. У нас, кстати, в законе «Об образовании» было несколько позиций, как назначать руководителей. А именно – прямое назначение, а также предложение кандидатуры от коллективов, т.е. что-то подобное было. И я думаю, что время настало. Руководитель должен знать не только вопросы образования, но и хозяйственную деятельность, трудовое законодательство, должен знать кадровую работу, выстроить работу с родителями. Руководитель должен быть разносторонним. Но встает такой вопрос: а из кого будем выбирать? Нужно будет создавать резерв. Но пока мы не видим, как это будет происходить.

Л.Ф.: - А как сейчас назначаются директора школ?

Т.С.: - Сейчас директора назначаются главой города. У нас есть определенный резерв, это, как правило, люди, которые уже проработали заместителями или несколько лет в школе.

Л.Ф.: - Дмитрий Медведев поддержал идею выбора директоров школ на конкурсной основе для того, чтобы оценивать результативность их работы. И возможно, он продолжит работу над этой идеей, уже находясь на посту премьер-министра. Но кто все же будет оценивать работу директоров? Медведев сказал по этому вопросу следующее:

- Я поддерживаю идею, которая, насколько я понимаю, была высказана о создании саморегулируемой организации директоров школ. Мы вообще сейчас любим передавать полномочия саморегулируемым организациям. Это действительно цивилизованный мировой путь, когда сама корпорация определяет лучших, и, с другой стороны, освобождается от худших. Поэтому если такая идея есть, можно было бы подобную организацию создать. Ей могут быть, кстати, переданы и полномочия по аттестации, по сертификации различных стажировочных площадок и, конечно, должна быть зафиксирована реальная ответственность организации за те решения, которые ею принимаются. Давайте это обсудим.

Т.С.: - Сейчас школы финансируются по нормативно-подушевому финансированию. Большие школы получают больше денег, маленькие - меньше. За движением финансовых средств следят представители родительского комитета, общественных организаций. В школах есть общественные советы. Т.е. создано много рычагов, которые хотят, чтобы школы работали лучше, приходили дополнительные деньги и т.д. Но если смотреть на то, кто готов и кто не готов… Есть же маленькие учреждения, им, конечно, не хватает денег. И большим школам приходится с ними делиться. И родители задаются вопросом – там сделано, а здесь не сделано. Почему? Потому что сейчас подушевое финансирование.



Л.Ф.: - А нужен ли еще дополнительный контроль? Не будет ли слишком много?

Т.С.: - Я считаю, что это будет лишняя настройка. Кто будет определять, устраивает директор или нет? Например, родители будут говорить, что нас все устраивает, дети тоже. А власть скажет, что нас не устраивает. Что это будет? Битва? Мы что, будем драться? Я не спорю, что некоторых руководителей нужно менять. Но как будут оценивать результативность? Кто будет оценивать работу директора, пока непонятно.

Школы нужно укрупнять

Л.Ф.: - Директора в любом случае зажаты в определенное финансирование, выпрыгнуть за рамки которого нельзя. Придет один директор, у него будет определенный финансовый резерв. Он не справится. Его уберут. Придет другой, и он попадет в такие же обстоятельства. Ситуация тупиковая. Какой выход в данной ситуации?

Т.С.: - Я вижу выход в укрупнении школ. Например, в Орске 8-ая школа объединилась  с 56-ой школой. И таким образом учеников стало больше, и финансирование тоже.  Ведь маленьким школам не хватает денег, а большим приходится делиться. Зачем? Автономия научила нас считать абсолютно все. Мы стали закрывать краны, выключать свет. Вопрос в другом: городской бюджет не финансирует в полном объеме. Если бы приходили все деньги, то было бы лучше. Большие школы  стали жить еще лучше. Зарплаты были бы больше. Но город стеснен в средствах и не готов отдавать деньги в полном объеме.

Л.Ф.: - С другой стороны, получается, что конкуренция есть. Но из-за того, что большие школы переполнены, страдает качество образовательных услуг.

Т.С.: - На сегодняшний день эта проблема существует, и не только в Орске. Вы видели, как в Москве в одну школу дети идут валом, а в другую нет. Вопрос в том, как работает руководитель. Что он делает для того, чтобы повысить свой рейтинг. Перспектива у каждой школы есть. И нужно бороться за каждого ученика.

Учителей отправят за границу?

Л.Ф.:
- На этой неделе также обсуждалась такая идея – отправлять на учебу за границу российских учителей, потому что уровень подготовки не соответствует сегодняшнему дню. Вы согласны с этим?

Т.С.: - Я не могу согласиться с тем, что уровень подготовленности наших педагогов не соответствует сегодняшнему дню. Оренбургские ученики показали хорошие результаты по ЕГЭ. А это уже как показатель того, что наши учителя хорошо подготовлены. Это, конечно, хорошая идея, чтобы учителя выезжали и набирались опыта. Я не говорю, что выезжать прямо за границу, но хотя бы в соседний регион. Потому что сейчас командировочные расходы у нас не предусмотрены. И педагогам приходиться выезжать за свой счет.

Л.Ф.: - А вас не обижает тот факт, что начали критиковать нашу систему образования?  Ведь в столь недалеком будущем, всего лишь 20 лет назад, она была, пожалуй,  самая лучшая в мире.

Т.С.: - В последнем конкурсе «Учитель года» победил Кирилл Демушов.  Он дал такой замечательный урок, при этом из средств были только мел и слово. Но когда я вышла из класса, я была в восторге. Он доказал, что для хорошего урока достаточно только знаний. Ведь раньше учителя так и доносили свои знания. Конечно же, учитель должен постоянно совершенствоваться. Он должен быть «выездной»,  должен обучаться новым технологиям. И, конечно, должно быть отношения с высшей школой. Они должны давать новые технологии и новые разработки, но пока мы только сами разрабатываем.



Л.Ф.: - Когда начали обсуждать вопрос обучения за рубежом российских преподавателей, сразу возник вопрос – а не будет ли соблазн остаться?

Т.С.: - Для того чтобы поехать, как минимум, нужно будет знать иностранный язык. А значит, что не все смогут поехать. И с другой стороны, все, кто хотел уехать, уже уехали. У нас одно время была серьезная проблема с учителями математики и русского языка. Если смотреть сейчас, то учителя работают, хорошо работают. Конечно, огромная нагрузка. Свою ответственность учителя чувствуют. И, наконец, почувствовали ответственность и родители. Если будут предусмотрены средства, то, конечно, поедут. Но все равно не останутся. 

Средняя зарплата орского учителя – 13 тысяч

Л.Ф.: - Задам вопрос с сайта Урал56.Ру.

Молодой педагог:

- В преподаватели после учебы за границей? Больше похоже на шутку, чем на серьезное заявление! Молодой специалист приходит в учебное заведение и первые годы работы получает нищенскую зарплату (6-8 тысяч)! Интересно, как прожить на эти деньги???   Именно поэтому в образование у нас идут неохотно и рассматривают профессию педагога как крайний, запасной вариант. Прежде чем проводить конкурсы и обязывать всех проходить стажировки, стоит сделать работу преподавателя более привлекательной в финансовом плане. Сколько можно выезжать на энтузиазме российских педагогов??? Повысьте зарплату втрое, и тогда отбоя от кандидатов не будет.

Т.С.: - На сегодняшний день зарплата учителей поднялась на 30%. И она у всех разная. Есть школы, где средняя зарплата 15 тысяч рублей. Есть меньше. В среднем по городу мы подаем данные – 13 тысяч. В дошкольных учреждениях - 8 900 рублей. Мы понимаем, что это не на одну ставку. Учитель трудится по полной программе. Губернатор поставил такую задачу: чтобы уровень зарплаты соответствовал средней по городу. Есть к чему стремиться. И когда мы приходим в школу и видим, что зарплата в среднем 13 тысяч, то мы говорим, что нужно подтягиваться. Во-вторых, положение об оплате труда сформировано таким образом: чем выше зарплата у педагогического состава, тем выше зарплата у руководителя. Острая проблема - это младший обслуживающий персонал. И Орск - это единственный город, в котором начисляется уральский коэффициент на минимальный размер оплаты труда. Конечно же, это маленькие деньги. Но мы единственные, кто это делает. Плюс еще такая льгота - 2% годовых на ипотечный кредит для работников бюджетной сферы.

Л.Ф.: - Но при этом особого притока  специалистов не наблюдается. Дефицит учителей все равно есть.

Т.С.: -  Да, преподаватели требуются. И одно время много увольнялось учителей русского языка и математики. И, конечно, если смотреть возрастной состав, то большинство учителей - люди в возрасте. И когда они уйдут, придет ли молодежь? Если мы будем выполнять то, что наметили, то молодежь пойдет.

Л.Ф.:
- 1 мая в ЦПКиО пройдет митинг. Что будете требовать?

Т.С.: - Это будет и митинг, и праздник одновременно. Приглашаем всех жителей города. Если говорить о требованиях, то будем требовать выполнения коллективных договоров, индексации заработной платы.



Сервис комментирования материалов сайта Ural56.Ru не является частью сайта Ural56.Ru, а предоставлен сервисом hypercomments.com. При размещении комментария редакция сайта в целях Вашей безопасности просит не размещать персональные данные, а при их размещении ознакомиться с политикой конфиденциальности сервиса hypercomments.com, поскольку обработка персональных данных осуществляется сервисом hypercomments.com самостоятельно. *

Календарь материалов

Декабрь
2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31


Подпишитесь
на наш Telegram

Подпишитесь на нашу
email-рассылку


дфм
12 декабря в Орске не будет света 11 декабря в Оренбурге не будет холодной воды 11 декабря в Орске не будет света 10 декабря в Орске отключат свет Перейти в раздел