29 марта 2024 • Пт • 14:52

Вильгельм Варкентин: «Идет политика всеобщего «отупления»

27 марта в эфире программы «Говорим по делу» Вильгельм Варкентин


24275
29.03.2012 Область


Елена Файман:  - Добрый вечер, 18:03 в Орске. Это радио «Шансон», в студии Елена Файман. И сегодня мы говорим по делу с Вильгельмом Варкентином, председателем оренбургского отделения Союза борьбы за народную трезвость. Говорить мы будем о уровне образованности нынешней молодежи и ценности высшего образования. Итак, Вильгельм, почему именно тебя пригласили поговорить на эту тему?

Вильгельм Варкентин: - Могу, конечно, только предположить, но я думаю, меня пригласили из-за того, что во-первых, у меня два высших образования (физико-математическое и экономическое). Во-вторых, работаю в отрасли образовательного консалтинга. И по роду своей деятельности общаюсь с молодежью, знаю ее проблемы.


Е.Ф.: - От себя скажу, что гостем программы может стать любой человек, которому есть, что сказать по делу. Итак, обсудим обозначенную тему. Сейчас высшее образование потеряло ту элитарность, которая была раньше. ВУЗов очень много. Поступай, куда хочешь.  Или у тебя свое мнение на этот счет?

В.В.: - Я считаю, что за последние 20 лет отношение государства к образованию очень сильно изменилось. Сейчас идет политика всеобщего «отупления» населения, потому что само государство стало сырьевым придатком. А это значит, что в основном нужны рабочие специалисты.

Е.Ф.: -  Вильгельм, но сейчас в основном в институтах учат экономистов и юристов. В Орске только один ВУЗ, который готовит инженеров.

В.В.: - Общее падение уровня образованности связано с другим. Сама система высшего образования не развалена. Развалена система дошкольного и начального образования. Из-за низкой зарплаты педагогов ребенок приходит из детского садика в начальную школу мало подготовленный. В школе у нас тоже беда со средним образованием. И в итоге человек, приходя в ВУЗ, не может освоить его программу.

Е.Ф.: - Но вернемся к тому, что в Орске очень много коммерческих ВУЗов. И если ты не поступил на бюджетную основу, то всегда можно учиться на коммерческой основе. Тем более сейчас, когда идет борьба за каждого абитуриента.

В.В.: - Здесь нужно тоже различать: образование как корочка или образованность как способность общаться, учиться, развиваться. Современная реформа высшего образования заключается в том, что сначала выпускаются бакалавры, которые потом поступают в магистратуру. Бакалавриат направлен на получение практических навыков, можно сравнить со средне-специальным образованием. А способность творить при этом теряется. И в этом пагубность всей реформы.

Е.Ф.: - Как ты считаешь, сколько у нас по-настоящему образованных людей, а сколько учатся ради корочки?

В.В.: - Здесь все зависит от каждого. Например, в нашем ОГТИ созданы условия для получения знаний. Но другая проблема – количество очных часов - несколько тысяч. А это всего 10% от того, что человек должен знать, чтобы получить то образование, к которому он стремится. Но часто молодежь относится к этому халатно. Например, если ходить на дискотеки два раза в неделю, то получить хорошее образование тяжело.

Е.Ф.: - Вильгельм, ну что же так сурово. Я думаю, что и наши родители находили время и для учебы, и для развлечений. Не зря же говорят, что от сессии, до сессии живут студенты весело. Ведь вопрос в том, что сейчас очень большое предложение на рынке образовательных услуг. Насколько оно качественное?

В.В.: - Что касается коммерческих ВУЗов, у них уровень образования ниже. Для того чтобы выстроить университет, нужны десятки лет работы. Для того чтобы запустить предмет, преподавателю нужно его отшлифовать лет десять.

Е.Ф.: - В России насчитывается около 3 тысяч вузов и филиалов, из которых ежегодно выпускается 1,1 млн дипломированных специалистов, общее количество студентов составляет около 7 млн. человек, преподавателей -  341 тысяча человек. Если провести простой арифметический подсчет, то получается, что на одного преподавателя приходится в среднем 20 учеников, а то и больше. А по норме должно быть не более 12-ти.  

В.В.: - Интересный момент, высшее руководство страны заявляет, что у нас достаточное количество специалистов с высшим образованием. Не хватает рабочих рук.  Но есть очень важный момент: чтобы развивалась инновационная экономика, нужно, чтобы 60% людей имели высшее образование. У нас примерно 70 млн. экономически активного населения. И видно, что у нас катастрофическая нехватка людей с высшим образованием.

Е.Ф.: - Но если говорить о качестве образования. Сейчас стало нормой жизни заказывать курсовые, контрольные и дипломные проекты за деньги?

Е.Ф.: - Если говорить об очниках, то процентов на 90 они готовят все работы самостоятельно и справляются с учебной программой. Если говорить о заочниках, то, конечно, больше всего они заказывают работы. И тут их надо понять. Ведь, как правило, они работают, воспитывают маленьких детей.

Е.Ф.: - В основном по каким специальностям заказывают работы?

В.В.: - В основном заочники по экономическим специальностям.

Е.Ф.: - Фраза «Образовательный  консалтинг» - это красивая формулировка «Пишу курсовые на заказ».

В.В.: - Это специфическая сфера услуг, которая существует не только в России. Она есть и в европейских странах.

Е.Ф.: - Такие услуги предоставляются и в библиотеках. Это нормально?

В.В.: - Каждый выбирает для себя сам. Я не считаю это нормой.

Е.Ф.: - А как должно быть нормально?

В.В.: - Я считаю, что каждый должен учиться сам. Ни за что не платить. Все экзамены сдавать сам.

Е.Ф.: - Если сравнивать очников и заочников, то у последних количество учебных часов в разы меньше, чем у первых. За год проходят две сессии, где за три-четыре неделе заочникам нужно и начитать материал, и тут же им нужно сдать экзамены. И ставка делается именно на самостоятельное получение знаний. И контрольные работы это один из способов. Но если студент их заказывает за деньги, то он себя лишает знаний. В итоге, какого специалиста мы получим?

В.В.: - Я считаю, что образование происходит на протяжении всей жизни человека. И если человек учится и работает по специальности, то у него процесс обучения происходит во время работы. И в данном случае нет вреда от того, что он заказал контрольную или курсовую.  

Е.Ф.: - Ты говоришь, что в этом году у тебя заказов больше, чем в прошлом. От чего это зависит?

В.В.: - Здесь много факторов. Это может быть и из-за погоды – хмуро и пасмурно, не хочется делать самостоятельно. Влияет и время года. Например, весна – пора любви. Честно сказать, не знаю почему в этом году больше заказов. Но факт остается фактом.  

Е.Ф.: - Коммерциализация высшего образования – это хорошо или плохо? К чему в итоге это приведет?

В.В.: - Это плохо. У нас в современных условиях государство решило сделать из образования отдельную отрасль услуг, образование должно быть рентабельным. Но мы же понимаем, что образование - это затратное мероприятие, которое требует огромных первоначальных вложений. А только потом образованные люди дают прирост внутреннего валового продукта.

Е.Ф.: - Ты за то, чтобы высшее образование получали избранные люди, которые стремятся к знаниям, а не учатся ради «корочки»?

В.В.: - Нет, у меня другое мнение. Я считаю, что высшее образование должны получать все, чтобы перейти к новому обществу. Попытка построения такого общества уже была. У Сталина были планы, чтобы у каждого было по два высших образования. Сейчас идет такой процесс: коммерциализация высшего образования порождает классовое неравенство. Бедный человек не сможет получить образование.

Е.Ф.: - Если  мы затронули вопрос денег, то хочу привести такие цифры:

- В 1998-ом году на образование в нашей стране  тратилось 17, 2 млрд. рублей. Десять лет спустя эта цифра увеличилась до 294,6 млрд.  рублей. В этом году на эти цели из федерального бюджета будет выделено 603,5 млрд. рублей. Правда, в ближайшие два года эта сумма будет уменьшена на 100 млрд. рублей.

- Так что нельзя сказать, что деньги на образование не выделяют. А даже наоборот.

В.В.: - Здесь важно понимать, на что эти деньги тратятся. Некоторые ученые считают, что сейчас каменный век в образовании. Почему? Потому что большая часть денег тратится на обновление основных фондов, на ремонты и строительство. А значит, эти деньги развивают строительную отрасль. А если брать финансирование фундаментальных наук, то здесь все в глубоком кризисе. Очень низкая зарплата у научных сотрудников.

Е.Ф.: - Согласно результатам ежегодного барометра коррупции «Transperancy International — Россия», в 2007 году в сфере образования, включая высшее, россияне давали взятки почти в 4 раза чаще, чем в судах, в 2 раза чаще, чем в медицинских учреждениях, и в 5 раз чаще, чем в регистрационных органах. При этом никто не берет на себя смелости называть имена, поскольку в существовании этого неформального рынка заинтересованы обе стороны — как преподаватели, так и студенты.

В.В.: - Кто дает взятку? Тот, кто учится ради «корочки». А если человек учится ради знаний, то он  не будет платить. У нас в городе десятки преподавателей, которые занимаются и политикой, и другой общественной деятельностью с незаконченным высшим образованием. Они умнейшие люди. Высшее образование – это не показатель образованности. Если же говорить о преподавателях, то почему они берут деньги? Да потому, что зарплаты низкие. Но в тоже время я знаю много людей, которые ни при каких обстоятельствах не возьмут плату. Оценку только за знания.

Е.Ф.: - Если подытоживать, мы же говорим об уровне образованности. Если человек поступил в ВУЗ на коммерческой основе, при этом заказывает за деньги все курсовые, контрольные и т.п., плюс платит за экзамены и зачеты, то в итоге какого специалиста мы получаем? По факту - да, у него диплом, но работать по профессии он не будет. И в итоге получается, что нет специалиста.

В.В.: - Это ведет к чудовищному падению образованности в стране.  

Подпишитесь
на наш Telegram
Следите за нашими новостями
в удобном формате
9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел