Вячеслав Дюндин: «Каждая четвёртая жалоба в Европейский суд - российская»

В гостях программы «Говорим по делу» на радио «Шансон» в Орске побывал известный журналист, руководитель оренбургского отделения МРОО «Комитет против пыток»и Вячеслав Дюндин. Тема разговора - «Пытки и милицейский произвол остались за бортом реформы?»


9790
21.12.2011 Область

«К нам обращаются как к последней инстанции»

Лена Файман: Добрый вечер. В эфире программа «Говорим по делу», в студии Елена Файман. Сегодня мой собеседник - Вячеслав Дюндин, журналист и по совместительству руководитель оренбургского отделения МРОО «Комитет против пыток». Тем, кто хоть раз сталкивался с произволом сотрудников правоохранительных органов, эта фамилия хорошо известна. Вячеслав занимается тем, что отстаивает права людей в ситуациях, когда все против них. Итак, Вячеслав, поговорим по делу. И первый вопрос: милицейские пытки и произвол остались в прошлом? И тогда мы с вами будем говорить о погоде, о том, что Орск два дня сидел без воды.

Вячеслав Дюндин: Нет, в прошлом пытки и произвол не остались. Они имеют место быть и сейчас. Только за этот год к нам в комитет обратилось 29 человек. Я уверен, что до конца года будут еще обращения.



Л.Ф.: То, что люди к Вам обращаются, можно считать и проявлением гражданской активности.

В.Д.:  Да, и это в том числе. Но зачастую люди к нам обращаются как к последней инстанции. Столкнувшись с механизмом коррупции, в которой все друг друга покрывают, люди понимают, что в одиночку им не справиться. Организация деятельности полиции заточена на раскрытие преступлений посредством нарушения прав человека. Примеров много: убийства А.Мясникова, К. Амирова (Орск), В. Лямова (Бугуруслан), С. Литкевич, О. Попова, (Орск), В. Бабенко (Соль-Илецк).



- Для того чтобы восторжествовало правосудие, приходится судиться несколько лет. И в итоге правду приходится отстаивать в Европейском суде. Как правило, на все про все уходит до пяти лет.  

Люди привыкли решать проблемы деньгами

Л.Ф.:  В нашем сегодняшнем разговоре две подтемы — пытки и произвол. Что такое пытки, понятно всем - физическое воздействие на человека. Попробуем разобраться с понятием «произвол». Взятки — это произвол?

В.Д.: Вымогательство, взятки - это произвол, который карается законом. Это касается и  дачи взятки. То, что некая часть людей привыкла решать свои проблемы через денежное вознаграждение, культивирует коррупцию.  

Л.Ф.: В чем еще проявляется произвол? Пока мы готовились к эфиру, вы сказали, что в российской системе правосудия образовалась  некая корпорация,  которая нейтрализует  основные принципы правосудия. Что именно сводит на нет это негласное братство?  Можете привести факты, которые наглядно покажут, что это так?

В.Д.:  В качестве иллюстрации приведу статистику - каждая четвёртая жалоба в Европейский суд по правам человека — российская.

Полицейские снимут погоны за смерть Армена  Саргсяна

Л.Ф.: 18 ноября от асфиксии при допросе в УМВД города Оренбурга умер житель Армении Армен Саргсян. В нескольких словах напомним эту историю. По словам полицейских, мужчине внезапно стало плохо, он пожаловался на боль в сердце, и ему незамедлительно была вызвана скорая помощь. Прибывшая бригада «Скорой помощи» констатировала смерть. Экспертиза показала, что смерть носит криминальный характер.



В.Д.: Можно сказать, что на моем веку это первый случай, вызвавший столь широкий общественный резонанс. Как правило, все это замалчивается. Если говорить о последствиях, то сегодня на сайте областного Управления внутренних дел опубликовано заявление Ефрема Романова. По результатам служебной проверки Ефрем Романов принял ряд решений: уволить 6 сотрудников, принимавших непосредственное участие в допросе Саргсяна, начальника оперативно-розыскной части городского управления МВД России и его заместителя. Начальника полиции УМВД по Оренбургу понизить в должности, ряд сотрудников привлечь к дисциплинарной ответственности.
    
Следственный комитет, прокуратура и суды прикрывают бесчинства

Л.Ф.: За время паузы мы говорили о том, кто и что саботирует систему правосудия в нашей стране. Вячеслав Дюндин утверждает, что при расследовании нарушений прав человека следственный комитет, прокуратура и суды прикрывают бесчинства.  В чем это проявляется? И главный вопрос — становится ли таких фактов меньше с каждым годом, или все остается без изменения?

В.Д.: Следствие (СК РФ) заточено на саботаж расследований нарушений прав человека полицией. Статистика - более 1000 жалоб в год на действия полиции, но реагируют только на 8% таких жалоб. Пример - постановление судьи Измайлова.



- Прокуратура прикрывает саботаж, чинимый следствием, а судьи отказывают в удовлетворении жалоб на бездействие прокуратуры.

Л.Ф.: С реформой системы МВД  введено такое понятие как общественный совет. Кто состоит в этом совете? Меня интересует не вопрос личностей, а их географическая принадлежность, т. е., по логике вещей, в нем должны присутствовать представители всех городов области, чтобы каждый на местах в своем городе мог отслеживать процесс.



В.Д.: Нет, в общественный совет при областном УВД входят только жители города Оренбурга. И более того, по закону все имена утверждается руководством УВД. Это контролирующий общественный орган, наблюдательный совет. Официальный контролирующий орган - прокуратура. И так как у нас утверждается состав совета, это то же самое, если бы, например, главный полицейский области Ефрем Романов утверждал на пост главного прокурора области Игоря Ткачева.

Анонс программы «Говорим по делу» с Вячеславом Дюндиным



Подпишитесь
на наш Telegram
Следите за нашими новостями
в удобном формате
9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел