«В актере Плотникове не чувствуется капиталистического хищника»! Как орский драмтеатр 65 лет назад Джека Лондона ставил

В феврале 1955 года в Орском городском комитете КПСС собрались ответственные товарищи. Они обсуждали важнейший вопрос: удалось ли режиссеру и артистам местного драматического театра поставить идеологически правильный, идейно выдержанный спектакль о борьбе социализма с капитализмом? Можно ли его показывать трудящимся? Протокол этого заседания вместе с газетными рецензиями и прочими материалами хранится в Орском филиале государственного областного архива.



Протокол партийного совещания 65-летней давности

Обсуждалась на том историческом заседании постановка «Кражи», пьесы Джека Лондона, который, между прочим, был не только пламенным романтиком, но еще и коммунистом, и писал не только про покорение бескрайних просторов Америки, но и про ужасы американского капитализма. Сюжет вкратце: социалист Нокс раздобыл документы, обличающие темные делишки олигарха Старкуэтэра и собирается предать это гласности. Но подручные олигарха крадут эти документы, разворачивается драма. С одной стороны – Нокс, с другой – сам олигарх и его прислужники-марионетки: зять Чалмерс, продажный журналист Хаббард, циничный священник Ратлэнд и прочие. На сторону социалиста неожиданно переходит Маргарет, дочь олигарха – ей давно опротивели и отец, и муж, и все прочие, она влюбляется в правдоруба-Нокса…


Орские артисты Н. Карпова, В. Тарабановский, И. Струженцов, И. Плотников. Фото из газеты «Чкаловская коммуна»

Ответственные товарищи в целом пьесу одобрили, хотя и обнаружили в постановке ряд недостатков:


Спектакль в целом получился хороший. Однако вместе с этим были отмечены и недостатки спектакля. В спектакле недостаточно пульсации. Маргарет в исполнении Хохловой и особенно Нокс в исполнении Тарабановского недостаточно жизненны, холодноваты вообще и друг к другу в особенности. Малоубедителен в роли Тома Чалмерса актер Плотников, в нем не чувствуется капиталистического хищника. 
Несмотря на эти недостатки, худсовет признал работу в целом удачной и дал отмашку: «к показу на зрителях разрешить. Похоже, публике он понравился. Еще бы – такая остросоциальная драма! Вот какая рецензия была опубликована в марте 1955 в местной газете:


Смотришь на сцену – и забываешь, что события, изображенные Джеком Лондоном, происходят 45 лет назад. Как похоже все это на сегодняшнюю Америку, где на нищете масс строит свое богатство кучка миллиардеров, где покупают голоса и жизни, где ради наживы готовы на любые преступления. Все уродства американской цивилизации, вся грязь и жестокость капиталистического мира раскрываются перед нами…
Газета «Орский рабочий»
09.03.1955
Сейчас это выглядит даже комично: автор рецензии Л. Большаков так уверенно опознает «сегодняшнюю Америку», будто он в ней полжизни прожил и воочию наблюдал вашингтонские битвы олигархов с социалистами… В целом, заявил он, труппой «создан интересный, острый спектакль большого политического звучания».


Программка спектакля, изданная в 1955 году

А вот оренбургская критика (в областной центр орская труппа ездила с гастролями) приняла спектакль не так тепло – как раз потому, что политическое звучание оказалось слабоватым. Дескать, Лондон написал политический манифест, а орские артисты увлеклись любовной линией и скатились в мелодраму! Вот как свои претензии обосновал журналист областной газеты:


В спектакле мелодраматически решена любовная линия Нокса и Маргарет… Артистка Н. Карпова не в полной мере доносит до зрителя мысль о том, что Маргарет похищает у отца документы не только во имя любви к Ноксу, но и ради того дела, которому он служит и которое стало близко самой Маргарет. Тема духовного мужания Маргарет еще недостаточно раскрыта в спектакле.
Газета «Чкаловская коммуна»
20.08.1955
Тут же оренбургский критик Л. Хазанов критикует «вялого» орского Нокса («Нокс должен увлекать людей за собой, сила его убежденности подчеркивается темпераментом смелого трибуна-борца»), «слишком прямолинейного» Чалмерса, и вообще, «многие персонажи, имеющие важное значение для более глубокого идейного прочтения пьесы, обрисованы недостаточно глубоко и четко».

И все-таки, смилостивился напоследок оренбургский рецензент, «несмотря на недостатки спектакля, зрители остаются благодарны театру за то, что он познакомил их с еще одним интересным произведением любимого писателя».

Урал56.Ру благодарит за помощь в подготовке материала филиал ГБУ «Государственный архив Оренбургской области» в городе Орске и лично директора Инну Ершову.