Решение квартирного вопроса по законам военного времени: чем жил Орск в сентябре 1942 года?

Обзор архивных документов городского Совета

Письмо, пришедшее в Орск с фронта

Урал56.Ру продолжает публикацию документов Орского горсовета, хранящихся в городском архиве. Сегодня мы узнаем, какие вопросы местная власть решала в сентябре 1942 года.




Титульный лист той самой папки, хранящейся в архиве

Это было страшное время: Красная Армия после череды крупных поражений отступила к Волге. Началась Сталинградская битва – одно из самых кровопролитных сражений человеческой истории. Немцы решительно набросились на Сталинград, но встретили отчаянное сопротивление – всю осень 1942 года советские солдаты с невероятным мужеством держали оборону… Бои кипели на территории нынешних Воронежской, Ростовской, Волгоградской областей и Калмыкии.

В ноябре наступательная операция германских войск завершилась, затем красноармейцы перешли к активным действиям, и захватчики оказались в «котле». В феврале они потерпели первое по-настоящему серьезное поражение во Второй Мировой войне: чтобы избежать полного уничтожения, в плен сдались 24 генерала, 2500 офицеров и свыше 90 тысяч солдат вермахта. Именно после победы в Сталинградской битве Красная Армия начала медленное, но неуклонное движение на Запад. Но это мы сейчас знаем, что именно осенью 1942 назревал перелом в ходе военных действий. А тогда советские люди готовились к худшему и готовились принять удар врага даже на Урале, в глубоком тылу…

 

Готовься отразить опасность с неба

За все время войны на Орск не упало ни одной вражеской бомбы, но жители нашего города учились быстро и эффективно устранять последствия авианалетов.

Повсюду создавались отряды МПВО – местной противововоздушной обороны. Это были гражданские люди, которые в случае бомбежки должны были организованно устранять ее последствия: тушить пожары, учиненные «зажигалками», оказывать помощь и так далее. Существовали нормы, по которым люди набирались в эти команды: по специальным формулам высчитывалось, сколько народу должно было выставить то или иное предприятие, сколько – каждый жилой дом. Члены команд проходили обучение…


Организовано недостаточно групп МПВО...

Если в тогдашнем центре Орска (то есть нынешнем Старом городе) эта работа велась как следует, то в новостройках, из которых сформировали Сталинский район, она была поставлена из рук вон плохо: «всего» 5 тысяч человек прошли обучение на 23-часовых курсах!

В общем, горсовет решил: увеличить количество групп, переписать всех орчан, прошедших обучение, а также почаще проводить учебные тревоги – как говаривал легендарный полководец, тяжело в ученье – легко в бою…

 

Не помогаешь фронту – отдай дом тому, кто поможет

Как всегда в сентябре, городские власти решали вопросы подготовки к зиме. Природе ведь все равно, военное ли время, мирное ли – нужно утеплять жилища, чтобы переждать морозы…

А жилья не хватало просто катастрофически – в Орск продолжали прибывать все новые и новые вагоны с эвакуированными, их подселяли к местным, «уплотняя» их, но все равно ощущалась острая нехватка квадратных метров. И власти поступили по законам военного времени:

— Выявить контингент граждан, проживающих в Ворошиловском районе (сейчас это Советский район – прим. Урал56.Ру), не связанных с производством и переселить их до 10.Х.42 в с/х районы…

Логика в этом, конечно, присутствует: если не работаешь на оборонных предприятиях – переезжай в деревню, там жилых площадей побольше, а свой дом предоставь людям, которые Родине в этот критический момент необходимы здесь, в городе… Что ж, на войне как на войне.


Подготовка к зиме – вопросы жизни и смерти

И еще один яркий момент, показывающий условия, в которых наши предки переживали те тяжелые времена:

— Впредь до получения стекла заменять последнее картоном, фанерой, толью, плотной материей, покрашенной парусиной и др.

 

Жертвы войны: инвалиды и сироты

На фронт из Орска отправлялись эшелоны с солдатами, с фронта прибывали санитарные поезда с ранеными. Некоторые бойцы получали лечение в местных госпиталях и возвращались на передовую, некоторые находили вечный покой на орских кладбищах… А некоторые оставались жить, но воевать уже не могли. Тогда в тыловых городах появилось много инвалидов.


Как поддержать солдат, пострадавших за общую Победу?

Чтобы эти люди, потерявшие в боях здоровье, могли хоть как-то адаптироваться в мирном обществе, им нужна была работа. А как получить работу, не имея рук, ног, зрения? Государство пыталось создавать специальные курсы, но они действовали недостаточно эффективно:

— Из 190 чел. инвалидов отечественной войны в Ворошиловском районе трудоустроено только 46 чел., в Сталинском районе из 80 чел. только 22 чел. Ранее существовавшие курсы инвалидов при госпиталях по приобретению квалификации по вине начальников госпиталей и зав. Горсобесом прекратили свою работу.

Городские власти попытались помочь вчерашним солдатам:

— Немедленно восстановить курсы… В течение 10 дней трудоустроить всех инвалидов, подобрать работу, соответствующую их здоровью и специальностям… Руководителям предприятий и организаций безоговорочно принимать на работу инвалидов отечественной войны, обеспечивая их жильем, создавая необходимые условия для нормальной и продуктивной работы.

Еще одна страшная примета того времени – беспризорники. Война породила множество сирот. Отцы погибали на фронте от пуль и осколков, матери – в тылу от болезней, голода и тяжелой работы. Дети оказывались без крыши над головой, без средств к существованию. Их собирали на улицах, отправляли в детдома… 


Половина детей не имеет одежды и обуви...

Но оборванных беспризорников оказывалось очень много. Невероятно много.

— Расположенный в Орске детский приемник-распределитель НКВД имеет в данное время 40 воспитанников, срок пребывания которых в приемнике истек и которые должны быть вывезены в детские дома области. Однако вывезти детей… невозможно из-за отсутствия в приемнике детских вещей и одежды. Пропускная способность приемника-распределителя составляет до 100 человек в месяц, и половина прибывающих детей не имеет годных к носке обуви и одежды…

 

В поезд – только через баню

Еще один вечный спутник войны – тиф. В Орск прибывали и прибывали эвакуированные – жители других городов проезжали тысячи километров, а гражданские поезда в военное время ходили не быстро, и в дороге, не имея возможности помыться, люди проводили многие недели. В этих антисанитарных условиях заводились вши, которые становились разносчиками опасной болезни. По перенаселенному Орску эпидемии распространялись смертоносными волнами.


Гигиене уделялось особое внимание

Чтобы остановить эпидемию, горсовет принял особые правила жизни в Орске:

— …В 5-дневный срок представить план строительства простейших дезинсекторов… Не допускать продажи жел. дор. билетов без справок о прохождении санобработки; запретить вселять приезжающих без предварительной санобработки; отпустить для борьбы с паразитарными тифами мыла в количестве 30 тонн и 5 тонн керосина…

Самой популярной прической в те времена была стрижка «под ноль» - и гигиенично, и экономно… Но для тех, кто тщательно следил за своей внешностью даже в самые тяжелые времена, существовали парикмахерские с широким перечнем услуг. Как раз на одном из сентябрьских заседаний горсовет принял тарифы на эти услуги.


Можно и побриться, и завиться...

Хочешь, товарищ, массаж лица с кремом? 50 копеек. Хочешь оформить брови? 25. Даже завивку можно организовать: нагретыми на огне щипцами – за 3 рубля, а модными электрическими – 15…




На этом экскурсию в сентябрь 1942 года мы закончим. Но ровно через неделю вернемся к теме и узнаем, чем Орск жил в другую, тоже далекую от нас эпоху...

Урал56.Ру благодарит за помощь в подготовке материала филиал ГБУ «Государственный архив Оренбургской области» в городе Орске и лично директора Инну Ершову.