Новый спектакль орского театра «Калека с острова Инишмаан» вызвал бурные обсуждения

— Автор нагло и бескомпромиссно обнажает темные стороны души

Премьера спектакля «Калека с острова Инишмаан»

Сегодня, 24 мая, в Орском драматическом театре состоится премьера спектакля «Калека с острова Инишмаан» по одноименной пьесе Мартина Макдонаха. Вчера корреспондентам Урал56.Ру удалось побывать на предпремьерном показе работы, а также на последующем обсуждении ее со зрителями.


Если кратко о сюжете, то это история калеки Билли, который хочет вырваться с острова Инишмааан в Ирландии, на котором он живет, окружаемый озлобленными, порой беспринципными и очень странными людьми. Билли узнает о проводящемся на соседнем острове Инишмор кастинге в голливудский фильм, он всеми правдами и неправдами добивается того, чтобы Малыш Бобби взял его на остров с собой. Как узнает зритель впоследствии, калеку никто не взял в кино, он возвращается на свой остров, где его встречают все те же отрешенные от разума лица.

Спектакль сразу вызывает неоднозначные чувства. Калеку Билли мы понимаем, он довольно-таки разумный персонаж, а вот, к примеру, агрессивная девушка Хелен, одна из тетушек Билли, разговаривающая с камнями, пустослов Джонни Патинмайк, вечно рыскающий в поисках новостей, — вот эти герои нам, зрителям, кажутся очень странными и даже неприятными. В каждом из них гиперболизированно представлен какой-то порок. Но, что удивительно, мерзкий пустослов, который вызывает очень сильное отторжение, в конце концов оказывается тем человеком, который нес добро. Джонни Патинмайк на самом деле спас Билли, когда тот еще был младенцем. В то время как его родители хотели утопить больного малыша.

Актер Сергей Васин


Вообще здесь есть некие схожие элементы с другим спектаклем по пьесе Макдонаха — «Королева красоты». В последней пьесе дочь убивала свою мать, в «Калеке» тоже есть подобный эпизод — когда пустослов разговаривает со своей матерью, желает ей смерти и говорит, как бы был рад «видеть ее в гробу». Вот такие моменты несколько характеризуют произведения Макдонаха. Он выставляет на поверхность то, что другие показывать не хотят, либо боятся. В процессе развития сюжета зритель начинает понимать, что на самом-то деле окружение Билли вовсе не плохое, просто эти люди душевно травмированы. И в каждом из них все-таки теплится доброта и человечность. А Билли как раз становится тем самым связующим звеном, которое помогает эту доброту пробудить, возродить и «вытащить» из кажущихся недосягаемыми глубин.

Думается, что спектакль орского театра очень понравится тем, кто любит творчество этого драматурга, ну а если его пьесы не по душе, то и постановка скорее всего особого отклика не найдет. Тут все индивидуально.

Показ продлился почти 2 с половиной часа, после чего режиссер Адгур Кове, артисты и зрители остались в зале для обсуждения всего увиденного. Многие отметили тот факт, что каждый актер в этом спектакле удивительным образом оказался на безоговорочно своем месте. Большинство высказавшихся обратили внимание на отличную игру артистов. Некоторые из присутствующих считают, что первый акт был несколько затянутым. Кроме того, у орского зрителя расходятся мнения по поводу употребления на сцене ненормативной лексики. Несколько человек посчитали, что вся первая часть постановки «идет на сопротивление со зрителем», то есть наблюдающий за героями из зала не соотносит их с собой, не считает близкими, похожими на себя, даже хотя бы чуточку. Но, в общем, все сошлись во мнении, что спектакль на орской сцене «имеет место быть».

Завершилась встреча со зрителями монологом режиссера-постановщика этого спектакля Адгура Кове:

Люди приходят в театр чаще для того, чтобы отрешиться от того негатива, который окружает их в жизни. Проще говоря, отдохнуть. Мы хотим увидеть себя в лучшем свете, но Макдонах не дает нам такой возможности. Он показывает нас такими, какие мы есть. Автор обнажает темные стороны души, он делает это нагло и бескомпромиссно. Откуда у него такое нахальство и такое мужество?...
Адгур Кове