В газете Los Angeles Times вышла статья об Орске

Иностранцам рассказали о вербовке на Украину

Заголовок статьи об Орске на сайте газеты Los Angeles Times

В одной из самых популярных и авторитетных газет США Los Angeles Times (по тиражу на четвертом месте) вышла статья о жителе Орска Александре Житиневе, который добровольно ушел воевать на Донбассе и в минувшую пятницу вернулся домой «грузом-200». 



Портал Урал56.Ру перевел на русский язык и публикует ключевые моменты статьи LA Times «Русские надежды на деньги, славная смерть на полях сражений Украины».

«Возрождать имперскую славу за 2600$ в месяц»
 
Статья LA Times начинается живописной фразой: «Когда Александр Житинев уехал в ноябре помогать пророссийским сепаратистам на востоке Украины, зима только начинала захлестывать своей яростью ветреные степи обнищавшего приграничного города». 


Вид на город Орск Оренбургской области. 2013

Автор статьи Кэрол Уильямс рассказывает о семье Александра: орчанин потерял работу, и Житиневы жили на 250 долларов в месяц, которые зарабатывала его супруга поваром в больнице (около 14,5 тыс. рублей). 

Именно финансовые проблемы толкнули Житинева и его друга Илью Борисова на войну, считает Уильямс. «Вербовщики» обещали платить 2600 долларов в месяц (150 тыс. рублей), и друзья отправились «возрождать имперскую славу России» (return of Russia's czarist imperial glory).


Александр Житинев с семьей. Кадр телеканала «Дождь»

Далее Кэрол Уильямс рассказывает, как Александр отправился воевать, и как супруга узнала о его гибели из телевизионных новостей. 

Большая часть текста LA Times посвящена равнодушию и безучастности российских властей к судьбе погибшего орчанина и вместе с ним тысячам других добровольцев (газета пишет про 6 тысяч жизней). Вдова Александра Житинева не получила абсолютно никакой помощи, не говоря об обещанной вербовщиками зарплате. 

Рассказывая о трагедии орской семьи, Кэрол Уильямс проводит мысль о том, что российские власти попросту отворачиваются от тех, кого сами вербуют на войну за возрождение империи. Автор приводит сентиментальные детали, подчеркивая, что на войну людей толкает не патриотизм, а бедность, и российские власти этим цинично пользуются. 

История Александра Житинева не единична

История Александра Житинева не уникальный случай, пишет Кэрол Уильямс, похожая судьба у сотен других россиян, которые добровольно или по приказу Министерства обороны РФ ушли на войну, и чьи тела без объяснения причин вернули родственникам для тайного захоронения.

И хотя президент России отрицает военное присутствие российских на Украине, псковский депутат Лев Шлосберг собирает досье из необъяснимых смертей военных и требует их расследования. Военное присутствие России на востоке Украины должно было стать предметом доклада Бориса Немцова, застреленного в Москве. За два часа до смерти Борис Немцов в эфире радио «Эхо Москвы» заявил о присутствии российских вооруженных сил на Украине.

Кто вербует россиян на войну?

Кэрол Уильямс проливает свет на вопрос вербовки добровольцев-наемников. Журналист пишет, что друзей Житинева и Борисова отправили к «сепаратистам» активисты патриотического союза «Зарубеж». На самом деле речь идет об орском патриотическом союзе «Рубеж», но в публикации LA Times он почему-то указан как Zarubezh.


Павел Коровин и Сергей Матухнов на фоне флага Новороссии. Фото: Sergei L. Loiko / Los Angeles Times

Союз «Рубеж» возник на базе ассоциации Народно-патриотических сил Орска (НПСО), лидером которого является орчанин Павел Коровин. Кэрол Уильямс характеризует его так: «русский националист, самопровозглашенный историк с копной седых волос и взъерошенными усами» (whisk-broom mustache — дословно с англ. «взбейте-метла усы»). 

Разговор с журналистами Los Angeles Times проходил в офисе НПСО. Павел Коровин сообщил, что помог восьмерым добровольцам, дав контакты нужных людей. Еще один орчанин Сергей Матухнов сам ездил на восток Украины, поскольку был вдохновлен присоединиться к «сепаратистам» с зарплатой 360 долларов (около 20 тыс. рублей) в месяц. Это меньше, чем обещали Житиневу, но деньги были выплачены. Несмотря на разочарование в дисциплине и силах «сепаратистов», Матухнов надеялся вернуться в Восточную Украину после прекращения огня: «Укропы не могут воевать. Мы их в конечном счете разобьем», цитирует слова орчанина LA Times.

На похороны пришли только самые близкие...

В завершении статьи Кэрол Уильямс в деталях описывает необустроенный дом семьи Житиневых, купленный два года назад в ипотеку: свисающие провода, отсутствие дверей… Но «вдова павшего наемника» (fallen mercenary's widow)  держится храбро. Она не пропустила ни рабочего дня, узнав, что ее муж погиб, и не сказала сыну, что их папа больше не придет: «Я говорю ему, что папа уехал в командировку. Когда он вырастет, скажу, что случилось на самом деле, его отец умер, защищая других, и он был героем», пишет LA Times.


Вдова Александра Житинева. Фото: Sergei L. Loiko / Los Angeles Times

В пятницу 20 марта в Орск пришел «груз-200» с Украины: «Александр Житинев был похоронен в сопровождении вдовы, горстки друзей и полдюжины венков в однотонном зимнем пейзаже с нестройными цветами». На похоронах Александра Житинева не было ни государственных, ни военных представителей — такими словами завершает историю Кэрол Уильямс.

Справка Урал56.Ру

Журналисты Los Angeles Times Сергей Лойко и Кэрол Уильямс приехали в Орск 10 марта 2015 года после того, как узнали о судьбе орского добровольца Житинева из эфира телеканала «Дождь»

Статья в LA Times была опубликована не сразу после визита, а лишь 24 марта — после того, как 20 марта в Орск прибыл «груз-200» и близкие простились с Александром Житиневым.

 
Александр Житинев. Кадр телеканала «Дождь»