В Орске будет два водовода: основной и резервный

Причиной аварии могли стать грунтовые воды


Крупная авария на водоводе, нарушившая быт орчан в середине декабря, еще долго будет «будоражить умы»: причины ЧП только выясняются.

В специальную комиссию, созданную для определения причины аварии, вошли не только коммунальщики, но и специалисты «от науки»: проектная организация «Фундаментпроект», МУП «Застройщик». Первое заседание комиссии прошло 11 января.



Сергей Егер, зам главы Орска по муниципальному хозяйству:

- Председатель комиссии, первый зам главы Орска Василий Козупица, поставил задачу: в недельный срок представить служебные записки, где члены комиссии назовут причины аварии. Хотя здесь целый комплекс причин: водовод не лежит в соответствии с нормативами (необходимая глубина - 2,5 метра, а там нет и полутора), под водоводом должно быть основание, а там «плывун», плюс температурные перепады. Также нужно понять, повлияло ли на аварию строительство дамбы.



Выяснилось, что водовод, сданный в эксплуатацию в 1974 году, в месте аварии пересекает старое русло Урала.

Евгений Золотов, начальник УЖКХ Орска:

- Дамбу проектировали как раз по этому руслу, чтобы снизить затраты (не платить дачникам компенсацию за снесенные сады). Русло есть русло: там и роднички, и грунтовые воды, и самое плохое – сейчас в основании лежит ил и песок. Я думаю, что во время строительства водовода подготовку основания осуществляли, но грунтовые воды его подмыли. Чтобы было понятно, приведу пример: в Сибири плиты, которыми устилают дороги, «уходят» каждые два года, на их место укладывают новые. У нас похожая ситуация: слабое основание, но это не от того, что построили плохо. В советские времена подобные объекты принимались государственной комиссией, требования были очень серьезные. Если водовод работал столько времени без проблем, это чего-то стоит.



Тем не менее водовод из строя уже выходил. По словам Евгения Алексеевича, еще 10 лет назад было решено прокладывать новую трубу диаметром 1000 миллиметров, так называемую «тыщевку». Но довести ее удалось только до площади Гагарина, до монумента самолета.

В 2011 году работы возобновили, но уже со стороны парковой площади: труба будет проходить под железнодорожной развязкой, а это «удовольствие» не из дешевых, к тому же необходимо согласование с железнодорожниками. На выделенные 10 миллионов рублей проложили 300 метров трубы из полиэтилена – долговечного и гибкого материала, который подвижек грунта не боится.



Этот водовод впоследствии станет основной водной артерией Орска. Та труба, на которой произошла авария («девятисотка»), будет рассматриваться как резервная линия.


Напомним, вчера аналогичная авария произошла в Новотроицке: прорвало 600-миллиметровый водовод. Улица Советская в районе авто- и железнодорожного вокзала оказалась затопленной. Коммунальщики отработали слаженно и оперативно: к месту аварии стянули большое количество техники, воду откачали, мокрый снег убрали, дорогу посыпали песком. На ликвидацию аварии понадобилось всего лишь несколько часов. Сами новотройчане без воды не сидели: ее подвоз организовали практически в каждом дворе.



Что касается Орска, то, как говорится, на ошибках учатся: если новый водовод в городе все же появится,  крупных аварий удастся избежать.