28 марта 2024 • Чт • 16:48

Почему орские депутаты приняли увеличение тарифов на воду? Комментарии тех, кто голосовал за, и тех, кто против

22.10.2020
5250
Работники «Орск Водоканала» на устранении очередной аварии

Депутаты Орского городского Совета утвердили положение, согласно которому с 1 июля 2021 года плата за водоснабжение и водоотведение для жителей Орска может возрасти (формально только может, но в действительности все прекрасно понимают и не скрывают, что возрастет) на 25%. Против проголосовали депутаты Коровин («Справедливая Россия») и Омельченко (КПРФ). Воздержался Ращупкин («Единая Россия»). За – все остальные депутаты, присутствовавшие на заседании (все являются членами «Единой России», плюс самовыдвиженец Калинин).


Суть вопроса вкратце такова: к муниципалитету обратилась компания «Росводоканал», которая входит в структуру «Альфа-групп» известного бизнесмена Михаила Фридмана (подразделения «Росводоканала» действуют в разных городах России, в том числе и в Оренбурге). РВК предложил заключить концессионное соглашение, согласно которому он в течение 49 будет эксплуатировать орские водопроводные и канализационные сети, собирая плату с населения, а вместо арендной платы обязуется в течение этих лет провести довольно обширную реконструкцию сетей – то есть не просто латать дырявые трубы, а менять их, устанавливать новые насосы, бурить новые скважины и т.д.

Но! РВК счел, что нынешние орские расценки не позволят ему что-то заработать на этом проекте и поставил условие: они должны быть увеличены. Поэтому губернатор Денис Паслер ввел предельный индекс повышения тарифов и позволил задрать их с 1 июля 2021 года – сразу на 25%. Однако его указ не имеет юридической силы, пока он не согласован муниципальными депутатами. И вот они согласовали это решение. Через полгода с небольшим платить мы будем уже больше – теперь это свершившийся факт.

На заседание горсовета, где принималось это решение, прессу, по установившейся во время ковид-пандемии традиции, не пустили. Но после него мы смогли пообщаться с депутатами. Корреспондент Урал56.Ру выслушал мнение тех, кто голосовал «за», и тех, кто выразил позицию «против».


«За»: депутаты Битнер, Перцев, Ястребцев, Наследова, Бенцман

Урал56.Ру:2 года назад депутаты Орского горсовета (причем большинство из вас было депутатами и тогда) принимали решение: освободить «Орск Водоканал» от арендных платежей. Ситуация и тогда была очевидная, было ясно, что это городское предприятие еле живо, и такие меры недостаточны. Мы при вас спрашивали главу города Андрея Одинцова: «Почему не пригласить в город другую компанию, у которой достаточно своих средств?» Он ответил: «Потому что за эти деньги работать никто не согласится, а повышать тарифы – недопустимо». И вы его, получается, поддерживали тогда. Что же сейчас изменилось так кардинально, что вы изменили свое мнение?

Игорь Битнер: – У нас увеличилось количество жалоб от населения. Целые районы без воды, а в тех, которые с водой, из кранов порой течет грязь. Ситуация идет по нарастающей, все хуже и хуже. Да, мы пытались спасти водоканал, отменили арендную плату за технику, и так далее. Но теперь пришло время, когда надо ситуацию менять кардинально. Не латать трубы, а менять. На сегодня «Орск Водоканал» это на себя взять не может.

Алексей Перцев: – Нам привели коммунальщики такую статистику: в те времена, про которые вы говорите, у нас было 74 крупных аварии в год, а сейчас, вот в этом году, который еще не закончился, уже 426 аварий. То есть ситуация изменилась, и сильно. Сейчас нам приходится это решение принять, иначе никак.

Урал56.Ру: – А если те же самые 25%, которые теперь в любом случае будут дополнительно собирать с орчан, отдать не московскому «Росводоканалу», а своему «Орск Водоканалу», его это не спасет?

Сергей Бенцман: – Тарифы повысятся только во втором полугодии 2021 года, а РВК начнет работать с января. И сразу будет вкладывать огромные средства в реконструкцию. Свои средства, не те, которые соберет с орчан. Он их соберет, конечно, но очень нескоро. А реконструкция нужна уже сейчас. Мы считали – вот эти деньги, которые начнут брать с орчан дополнительно, эти 25%, они дадут 70 миллионов рублей в год. А реконструкция – там совсем другие цифры. Только чтобы проблемы с водоснабжением поселка Москва решить, нужно порядка 500 миллионов. Когда мы столько накопим?

Игорь Битнер: – Да, в первые 5 лет РВК вложит 1,5 миллиарда, за 15 лет – 3,2 миллиарда. У «Орск Водоканала» таких денег нет, и кредитов таких ему никто не даст. Здесь нужно мощное предприятие.

Алексей Перцев: – Есть важный фактор, который надо учитывать. Кто является учредителем РВК? Это «Альфа-групп». То есть «Альфа-банк», «Альфа-страхование», «Альфа-лизинг», «Пятерочка»… То есть это компания, у которой есть оборотные средства и которая может гарантировать, что такой крупный проект будет осуществлен.

«Орская газета»: – В Орск поступают колоссальные средства по федеральной программе «60+». А нельзя ли решить вопросы по этой программе, без увеличения нагрузки на население?

Сергей Ястребцев: – Нет, это совершенно разные средства и разные цели.

Игорь Битнер: – Просто цифры: по программе «60+» – 370 миллионов на тепло и воду, а концессионер готов вложить 3,2 миллиарда только в воду.

Светлана Наследова: – Я уточняла на комиссии, не получится ли, что концессионер начнет реконструкцию, и нас просто из этого федерального проекта уберут. Ответ был такой: однозначно нет, средства будут перенаправляться на реконструкцию других объектов, работы тут много. Более того, муниципалитет будет участвовать в других программах, эта работа будет продолжаться.

Урал56.Ру: – Росводоканал уже работал в Орске. В 2005 они к нам пришли, поработали чуть больше года – и по инициативе депутатского корпуса, причем с большим скандалом, их из города выдавили. Тогда и создан был «Орск Водоканал», как местное предприятие, в противовес московской фирме. Как-то анализировался этот прошлый опыт? Почему вы думаете, что теперь сотрудничество будет успешным, и уже на 49 лет готовы заключить соглашение?

Сергей Бенцман: – Я был в числе тех депутатов, кто тогда принимал это решение, мы не отдали наш водоканал частному инвестору. Но тогда и ситуация была иная. Сейчас у нас выбор такой: или мы остаемся сами по себе и у нас количество аварий продолжает расти, или заключаем это соглашение. Да, повышение тарифа – это мера непопулярная, но никуда не денешься.

Урал56.Ру: – Тогда, в 2006 году, официальный представитель «Росводоканала» Анатолий Кочегаров говорил местным журналистам, я цитирую: «Городу следует сосредоточиться на привлечении инвестиций в этот сектор, так как бюджетными средствами ситуацию поправить не удастся, поскольку груз проблем очень большой». Судя по всему, прав был. Выходит, тогда неправильное решение вы приняли? Может, ошибку совершили депутаты 14 лет назад?

Сергей Бенцман: – Нет, решение было принято правильное. И то, которое сегодня мы приняли, тоже правильное. Как говорится, время рассудит.

Сергей Ястребцев: – Ситуация другая была. Закон о концессиях вступил в силу в 2005 году. Возможно, тогда не хватало информации, кто-то что-то и недопонимал. Не было уверенности, что частник будет работать добросовестно. Было такое опасение: все выкачает из нашего предприятия, из этих сетей – и исчезнет. Честно скажу: было такое ощущение, недоверие к инвестору было, и спокойней казалось создать местное, подконтрольное предприятие. Но теперь-то все по-другому. У Росводоканала огромный опыт работы в этой сфере накоплен, и надежная репутация. К тому же, сейчас, когда мы изучаем проект концессионного соглашения, он есть в открытом доступе, мы видим, что внесены многие поправки даже по сравнению с теми соглашениями, которые относительно недавно заключались с другими муниципалитетами. То сеть этот процесс идет, развивается, система совершенствуется постоянно, и условия, на которых тогда сотрудничество с Росводоканалом осуществлялось, сильно отличаются от нынешних условий. Я изучал опыт других регионов, которые работают с РВК, и все пишут, что с каждым новым соглашением вносятся изменения в пользу муниципалитетов.

Урал56.Ру: – Будете ли вы осуществлять контроль за тем, как реализуется соглашение?

Светлана Наследова: – Мы этот вопрос долго изучали, обсуждали. В концессионном соглашении четко прописана ответственность всех трех сторон: администрации города, губернатора и, самое главное, компании-концессионера. Все предусмотрено. Документ появился не вчера, он разрабатывался почти год, все это время переговоры велись. И все это основано на опыте других городов.

Игорь Битнер: – И еще я уточню: даже в случае поднятия тарифов до предельного уровня, который мы сегодня согласовали, орская вода останется самой дешевой в регионе. Если мы сравним с Гаем, Новотроицком, Новоорском – везде водоснабжение дороже. В Новорудном, например, 70 рублей за кубометр, у нас сейчас 25, а будет 31. Но эти 6 рублей позволят выправить ситуацию. Никто из нас не хочет повышать тарифы, это непопулярное решение, мы отдаем себе отчет. Но пришлось на это пойти – иначе уже нельзя.

 

«Против»: депутаты Омельченко, Коровин

Урал56.Ру: – Скажите, почему вы голосовали против?

Виталий Омельченко: – Меня вот что смутило. Глядите, вот сайт «Орск Водоканала». Вот перечисление его достижений. 2007, 2008 и 2010 годы он на Доске Почета Октябрьского района. 2009 год – на городской. В книгу «Всероссийская книга Почета» он попал в тот же период. То есть 10 лет назад это было очень успешное предприятие, да? Награды, премии, все такое. Я спрашиваю [заместителя главы по муниципальному хозяйству] Учкина: если все так было хорошо, почему последнее десятилетие такое провальное? Назовите фамилии, должности людей, благодаря которым развалено предприятие. Он мне отказался отвечать. Дальше. Я, как депутат, узнал об обсуждении этого вопроса за 3 дня. Но так быстро не принимаются такие важные решения! Я попросил перенести на месяц, чтобы разобраться как следует, чтобы это было обсуждено в городе, Общественная палата поучаствовала и так далее. Но мое предложение отклонили. Поэтому я проголосовал против – не хочу нести бремя ответственности за работу прошлой администрации.

Павел Коровин: – С водоканалом у Орска традиционно такая история… В зависимости от предпочтений каждого главы ее то приукрашивали, то драматизировали. Одни чиновники и управленцы говорили, что все очень хорошо, что у нас сплошные победы в этом плане, рисовали какие-то справки красивые, и, соответственно, за такие победы требовали себе медали; другие, наоборот, что все очень плохо, и надо спихнуть эту проблему на чужого дядю из Москвы. А на самом деле все иначе, но никто же не разбирается в этом как следует. Вот, говорят, что вода у нас дешевая, у других дороже. Так у других она и должна быть дороже! Орск повезло – тут вода чистая, не требующая обработки, и рядом, под боком! Сравните с Гаем – они воду берут из Урала вдали от города, транспортируют через степь, а потом ее еще хлорировать надо… Конечно, у них дороже вода. Того, что с орчан собирали за воду, достаточно было бы для нормальной работы предприятия, но денежные потоки уходили в другую сторону.

Урал56.Ру: – Но и собирали мало. Известно, что долги населения перед «Орск Водоканалом» больше, чем долги самого «Орск Водоканала» перед кредиторами.

Павел Коровин: – Да, долги у населения есть, потому что денег у населения нет. Уровень жизни низкий в городе. И вот теперь нагрузку на население еще увеличили. Зачем? В угоду олигархам. Это как с «Природой»: пришел олигарх, повысил плату за мусор, на бюджетные деньги закупил загубленные – я нарочно говорю «загубленные», а не «заглубленные» – контейнеры, а потом их убрал и все вернулось, как было. Население ничего не получило, только денег стало больше платить. Вернее, долги стали расти, потому что и платить не из чего. Вот и тут так же будет. Поэтому я против.


Новости быстрее, чем на сайте, в нашем Telegram. Больше фотографий и комментариев в нашей группе ВКонтакте.

Контакт с редакцией
Павел Лещенко
Урал56.Ру
22.10.2020 Область
Подпишитесь
на наш Telegram
Следите за нашими новостями
в удобном формате
9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел