Строительство города будущего и избавление от опасного прошлого: чем жил Орск в мае 1938 года?

04.05.2018
9002

Строительство Соцгорода (сейчас - проспект Мира)

Урал56.Ру продолжает публикацию документов Орского горсовета, хранящихся в городском архиве. Сегодня мы ознакомимся с решениями, вынесенными в мае 1938 года

 

Как был основан орский Берлин

В это время Орск стал из торгово-сельскохозяйственного городка превращаться в мощный индустриальный центр. В нем возводилось сразу несколько крупных объектов: мощная по тем временам электростанция (она дала первый ток через полгода, в ноябре), локомотивный завод (который так и не был запущен в эксплуатацию – на его площадке в годы войны обосновался механический завод).


Поселок Никель, конец 30-х

А еще в дикой степи, вдалеке от обитаемых мест, рос громадный Никелькомбинат. Строительство велось уже 3 года, и вот-вот должен был состояться запуск производства (первый штейн в итоге был выдан в декабре 1938-го)… И строителям, и для будущим рабочим комбината требовалось жилье. И горсовет 5 мая 1938 года принял решение: основать в полутора километрах к северу от промплощадки поселок.

 — Размещение жилого поселка рабочих и служащих на 1,5 клм. севернее промплощадки Южуралникеля утвердить, с проектным заданием, разработанным Горстройпроектом, согласиться. Просить исполком оформить отвод необходимого количества земель под вышеуказанный поселок.

Решение №3 от 13.05.1938
И его, действительно, построили. Примерно вот здесь, неподалеку от ручейка, которое жители Никеля и Первомайского до сих пор называют Горячкой.

Там, где теперь находятся солеиспарители и шлакоотвалы, жили люди. Кадр Google Maps  

Этот барачный поселок назывался Стройгородком. А чуть позже – неофициально, конечно – его стали называть Берлином, потому что многие из местных жителей между собой говорили на немецком. Здесь, в этих бараках на отшибе, компактно осели поволжские немцы, переселенные на Урал. В Горячке христиане-меннониты и обряды Крещения проводили: удобно, даже зимой вода не замерзает...


Строительство тех самых бараков

Ну, а в конце 70-х Стройгородок, как и расположенный неподалеку Октябрьский поселок, был ликвидирован. Однако на берегу Горячки до сих пор остались следы тех бараков.

 

Первая пятиэтажка Союза, или «бабушка хрущевки»

На том же заседании, следующим пунктом, был рассмотрен вопрос застройки другого удаленного района – Соцгорода. Теперь-то это самый что ни на есть центр Орска, окрестности площади Комсомольской. А тогда была дикая степь, едва начинавшая покрываться строениями. 

 — С эскизным решением застройки 8 и 10 квартала Соцгорода согласиться. По восточной улице 8 квартала в первых этажах жилых домов предусмотреть общественные помещения: магазины, парикмахерские, почтовые отделения и т.д. Решать застройку внутри 8 квартала 3- и 4-этажными зданиями. В 10 квартале ставить 4-5-этажные дома с магазинами в 1 этаже.

Решение №4 от 13.05.1938
Сейчас нам кажется: да подумаешь, 3, 4, 5 этажей, тоже невидаль… А по тем временам это было очень смелое, авангардное решение!

Именно тогда в СССР работали немецкие ученые-энтузиасты из архитектурного бюро «Баухауз». Они были одержимы идеей строительства городов будущего: дешевые типовые дома для рабочих со всей инфраструктурой – детсадами, магазинами и так далее. В этих домах – социальное жилье «с удобствами» – должны были появиться небольшие квартиры с собственными кухоньками, ванными… Нас, избалованных «хрущевками», этим не удивишь, а для людей того времени, ютившихся в коммуналках, это была просто сказка!

Так вот, немцы мечтали строить социалистические города, города будущего. И где же было это делать, как не в СССР, стране победившего пролетариата, к тому же располагающей огромными площадями для экспериментов?

Вот заграничные архитекторы и прибыли на Урал: пытались строить «соцгорода» в Магнитогорске, Нижнем Тагиле… Вырастали там целые районы из 3-4-этажек. А вот пятиэтажных типовых домов там построить не успели – часть архитекторов почуяла беду и успела вернуться на родину, а часть сгинула в лагерях в годы «большого террора».

Но один такой дом – стандартная пятиэтажка с небольшими (по тогдашним-то меркам) комнатами, с собственными в каждой квартире кухоньками и ванными – один «дом будущего» в СССР все же появился. И появился он в Орске. Вы хорошо его знаете – это пятиэтажка по проспекту Мира, 26.

Дом, возведенный немцами в 80 лет назад, стоит до сих пор  

Построена она была как раз в 1938 году. И в первом этаже – магазин…

Этот же дом в конце 40-х  

Появился этот дом один и долгое время оставался такой один – массово застраивать советские города стандартными пятиэтажками стали гораздо позже, уже после войны.

К слову об инфраструктуре: там же, в Соцгороде, в переулке Музыкальном, в 1936 году появилось первое в Орске здание, изначально построенное как детсад. Авторами проекта были немцы Стам и Шмидт. Он до сих пор работает – это садик №11, «Родничок». А по соседству было выстроено здание яслей, сейчас в нем располагается станция «Скорой помощи».

 

Особый советский календарь: неделя из пяти дней

А еще в мае 1938 года рассматривался один, вроде бы пустячный документ. Речь шла о том, чтобы некоторые заведения – например, швейные, сапожные, часовые мастерские – заставить работать в выходные дни. Само по себе это решение совершенно логично, ничего особенного в нем нет: в те дни, когда люди идут на работу, им некогда бегать по сапожникам и портным, а вот в выходной день – почему бы и нет? Но тогда нужно выходные развести: у всех трудящихся в такой день, а у некоторых – в другой. Собственно, это депутаты и сделали. Но есть в документе одна фраза, которая цепляет внимание…

«В целях улучшения обслуживания трудящихся перенести выходные дни мастерских на 1-й день пятидневки». Какой еще пятидневки, о чем речь?!

Дело в том, что после революции новые власти решили покончить с семидневной неделей. Ее ведь «дремучие» церковники выдумали: Бог, мол, творил шесть дней, а на седьмой решил отдохнуть… А раз Бога нет, что красные авиаторы блестяще доказали, то и отдыхать следует не в седьмой день, а в тот, который удобней для производства!

Поэтому в 1929 году Советом народных комиссаров было издано постановление «О переходе на непрерывное производство в предприятиях и учреждениях СССР». Все трудящиеся были разделены на пять групп, названных по цветам (желтый, розовый, красный, фиолетовый, зеленый), и каждая группа получала свой собственный «цветной» выходной день в неделю. Потом от этой системы пришлось отойти – не принял народ такого авангардизма… Вместо пятидневной ввели шестидневную неделю (лишь бы не семидневную, с ужасным словом «воскресенье» в конце): рабочая пятидневка, потом – выходной. Вот в Орске городские власти и приняли волевое решение: пусть все отдыхают на шестой день, а некоторые – в первый…

Листок календаря 1937 года. Фото из сети Интернет  

Кстати, годом позже, в 1939, Союз воинствующих безбожников вышел еще с одной инициативой: поменять названия месяцев! Январь – месяц Ленина; февраль – месяц Маркса; март – месяц революции; апрель – месяц Свердлова; май – месяц май (название это благодаря первомайским демонстрациям уже обрело «революционный» оттенок, так что ему единственному позволили сохранить прежнее имя); июнь – месяц Советской конституции; июль – месяц Жатвы; август – месяц Мира; сентябрь – месяц Коминтерна; октябрь – месяц Энгельса; ноябрь – месяц Великой революции; декабрь – месяц Сталина. По счастью, нелепая эта инициатива принята не была, а в 1940 году руководство страны и нормальную семидневную неделю возвратило. Вместе со старорежимным названием «воскресенье»…

 

Как имена врагов народа стирали с городской карты

1938 год – это год «большого террора». И кровавая борьба с врагами народа, которую вели чекисты, накладывала свой отпечаток на все: и на репертуар местного театра, и на тон газетных статей, и даже на градостроительные планы!

Ведь как было: поклонялись пламенному революционеру, назвали в его честь улицу, а он возьми да и окажись врагом! И что делать? А вот что:

Решение о переименовании улиц, принятое в мае 1938 года  

Вот, например, Владимир Овсеенко. Матерый большевик, партийная кличка «Штык». Был приговорен царем к смерти, сбежал из тюрьмы, а после победы революции Тамбовское крестьянское восстание подавлял. По всему было – хороший человек. А в феврале 1938 оказался врагом народа. Его-то к стенке, дело нехитрое. А с улицей в Орске что делать? Да назвать ее в честь Стаханова! Тоже герой, но труда. Поспокойней, не должен бы подвести…

Или Николай Крыленко. Был и прокурором РСФСР, и председателем Верховного суда СССР, и комиссаром юстиции. А оказалось – вредил все это время. 1938 год, расстрельный полигон «Коммунарка». И улицу переименовать – пусть называется в честь отважного полярника Папанина.

Павел Дыбенко, лихой балтийский матрос, которого, говорят, сам батька Махно боялся, а супруга, легендарная революционерка Александра Коллонтай, наоборот, очень любила. Кронштадтский мятеж подавлял очень жестко, своих же сослуживцев, балтийских матросов, перебил – не счесть. А в 1937 оказалось, что шпионил в пользу США… Его улицу «отдали» Малишевскому – свой, орский, да и умер уже, сюрпризов ждать не приходится.

В общем, 12 улиц в Орске переименовали за раз. Такое уж время было неспокойное…

 

Великий революционер и великий поэт: два самых старых памятника Орска

А еще в мае 1938 года орские власти решили установить в тогдашнем центре города памятник Ленину. Точнее, памятник был и раньше, с самого 1924 года, но слишком уж скромный – просто пирамидка на площади Революции (теперь она называется площадью Кирилова).

Вот он, первый памятник, установленный сразу после смерти Ленина - пирамидка со звездой  

Поэтому городские власти заказали скульптуру вождя в полный рост. Кто ее выполнил, сейчас неизвестно. Но установили ее 6 ноября 1938 года «между проходами к Гортеатру и Горгостинице, со стороны Советской улицы, в центре левой клумбы». Она и сейчас там стоит, хоть и нет уже ни театра, ни гостиницы…

А неподалеку решили поставить памятник Пушкину: «в Горсквере, в площадке формы ромба в линию колонны театра». Кто создал бюст – неизвестно, но установлен он был уже в июне 1938 года «в рамках мероприятий, посвященных 100-летию со дня гибели поэта». Хотя, вообще-то, погиб Пушкин в 1837, так что вышло 101-летие.

Памятники, установленные 80 лет назад, еще стоят у ДК «Великан»  

На том же заседании горсовета было решено построить в Зауральной роще стадион. 

А вы знали, что когда-тов Орске был свой цирк? Правда, недолго...

Чтобы жителям Орска было удобно наблюдать за соревнованиями местных атлетов, туда распорядились поставить скамейки, оставшиеся от цирка (мало кто знает, но в 30-х годах был у нас в городе и свой цирк – располагался он где-то «на территории орского выселка», но просуществовал недолго). А чтобы зрителей не мучила жажда, в Зауральной роще было велено поставить киоски с прохладительными напитками и закусками… А спустя год, как мы уже рассказывали, за этот стадион стали биться два местных спортивных общества: «Спартак» и «Динамо». Победили тогда физкультурники в погонах. Но это было потом…

На этом экскурсию в май 1938 года мы закончим. А ровно через неделю, в следующую пятницу, снова заглянем в архив и узнаем, чем жил Орск в мае 1941-го, за месяц до начала самой страшной войны в истории человечества. Следите за обновлениями в нашей рубрике Ретро56



Урал56.Ру благодарит за помощь в подготовке материала филиал ГБУ «Государственный архив Оренбургской области» в городе Орске и лично директора Инну Ершову, а также постоянного читателя «Ретро56» Олега Объедкова.




Новости быстрее, чем на сайте, в нашем Telegram. Больше фотографий и комментариев в нашей группе ВКонтакте.

Контакт с редакцией
Павел Лещенко
Урал56.Ру
04.05.2018 Область
Подпишитесь
на наш Telegram
Следите за нашими новостями
в удобном формате
9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел